17.07.06

Наваристый рынок

В апреле мае нынешнего года правоохранительные органы выявили нарушения законода- тельства при проведении внешнеторговых операций с мясом. По просьбе редакции ситуацию на этом специфическом рынке комментирует специалист-криминолог.

Пресса сделала акцент на участии в этих нарушениях сотрудников внешнеторгового ведомства и таможенных органов. Практически неамеченной осталась роль контрагентов внешнеторговых сделок во всех правонарушениях.

Мой десятилетний опыт работы в ГТК и ФТС России по выявлению этих праонарушений дает основание считать, что они носят устойчивый характер и связаны в основном с уклонением контрагентов сделок от уплаты таможенных платежей. Анализ нарушений позволил выявить товары, при ввозе которых наиболее часто не соблюдаются таможенные правила. К этой группе товаров, получивших название группы риска , относятся говядина, свинина, мясо птицы. Наиболее опасными нарушениями являются те, в которых непосредственное участие принимают сотрудники внешнеторговых ведомств и служб, связанные с криминальными элементами, с коррупцией. Рассчитывая, что таможня не в состоянии проконтролировать все поставки, мошенники находят все новые способы извлечения незаконной прибыли.

Большой общественный резонанс получило дело о тарифных квотах на мясо, которое в настоящее время расследует Генпрокуратура России при участии других правоохранительных органов, в том числе и ФТС России. В мае этими компетентными органамипресечена преступная деятельность некоторых ответственных сотрудников Министерства экономического развития и торговли, незаконно выдававших лицензии и квоты на импорт мяса в Россию. Только одна выдача нерядовыми работниками Минэкономразвития лицензий на импорт 75 тысяч тонн мяса по заниженной таможенной ставке нанесла стране ущерб в 27 миллионов евро.

В международной торговле широкое распространение получили количественные ограничения импорта в форме квотирования товаров, разрешенных к ввозу (по физическому объему или по стоимости), а также лицензирование, предусматривающее получение специальных лицензий. Квоты ограничивают поставки товаров, а их распределение создает различные режимы ввоза для разных поставщиков.

В практике внешней торговли используются тарифные квоты, предусматривающие ввоз ограниченного количества товара при более льготном таможенном режиме, чем те, что ввозятся сверх этого режима. Государства используют тарифные квоты как защитные меры для своих производителей. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) одной из наиболее влиятельных международных экономических организаций в странах ЕС на импорт продовольствия действуют 85 квот, в США двадцать.

В соответствии с настоятельными просьбами российских аграриев, рассмотренными 30 декабря 2002 года правительственной комиссией по за щитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, Правительство РФ ввело тарифные квоты: на импорт говядины в размере 420 тысяч тонн в год, таможенная пошлина 15 процентов от таможенной стоимости, но не менее 0,15 евро за один килограмм; если говядина ввозится сверх установленной квоты, то таможенная пошлина составляет 60 процентов от таможенной стоимости, но не менее 0,6 евро за один килограмм; на импорт свинины в размере 450 тысяч тонн ежегодно, таможенная пошлина 15 процентов, но не менее 0,25 евро за килограмм, при ввозе товара сверх квоты 80 процентов, но не менее 1,06 евро за кило; на импорт мяса птицы в размере 1,050 миллиона тонн ежегодно, в течение трех лет. Сверх квоты ввоз мяса птицы запрещен.

Размер квоты, как правило, рассчитывается как разность уровней производства и потребления мяса. Квоты вводились постановлениями Правительства Российской Федерации. В соответствии с постановлениями от 30 декабря 2004 г. 878 и 879 квоты на 2005 год на ввоз говядины и свинины были определены в размере 925 тысяч тонн.

По данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, реальное поступление мяса (без мяса птицы) превысило установленную квоту на 45 процентов.

Импорт мяса птицы в прошлом году по сравнению с 2004-м увеличился на 19 процентов и достиг 1,329 миллиона тонн, что на 22 процента превысило установленную Правительством квоту (12 апреля 2005 года 211).

Перечень товаров и объемов их ввоза в РФ в 2006-2009 гг.(тыс. тонн)

Наименование товара 2006 г.2007 г. 2008 г. 2009 г.
Мясо КРС, свежее или охлажденное 27,8 28,3 28,9 29,5
Мясо КРС, мороженое 435 440 445 450
Свинина свежая, охлажденная или мороженая 476,1 484,8 493,5 502,2
Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы 1130,8 1171,2 1211,6 1252
Примечание:
1. Объемы ввоза свинины могут быть в установленном порядке увеличены для свиной обрези (тримминга) в объеме 25-30 тысяч тонн ежегодно;
2. КРС крупный рогатый скот


Характеристика российского рынка мяса

Российский рынок мяса формируется за счет внутреннего производства и импортных поставок в основном говядины, свинины, мяса птицы. В настоящее время собственный объем ресурсов мяса России составляет только 65 процентов от потребности. Это обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что Россия пока не в состоянии своими силами гарантированно обеспечить население страны мясом в достаточном объеме, по доступным ценам и приемлемого качества.

По предварительным данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, в 2005 году наша страна произвела 7,629 миллиона тонн мяса. Доля импорта в формировании ресурсов мяса в этом году составила 35 процентов. Согласно таможенной статистике в 2005 году мы импортировали 2,584 миллиона тонн мяса. Таким образом, значительная часть мясного рынка формируется за счет импорта. В 2002-2004 годах доля импорта составляла 32,5 процента, в то время как согласно международной практике уровень продовольственной безопасности страны определяется двадцатьюпроцентной долей импорта.

Структура российского рынка мяса, производство и потребности страны в говядине и свинине показаны в таблицах 1, 2, 3. В настоящее время подавляющая часть закупок приходится на мясо птицы. Его импорт в 2005. году составил 1,318 миллиона тонн.

Говядины и свинины в прошлом году было ввезено в количестве 1,266 миллиона тонн, в том числе 1,202 миллиона из стран дальнего зарубежья, а остальное из стран СНГ. Основными поставщиками мяса в Россию являлись Аргентина, Бразилия, США и страны Евросоюза. Имели место поставки мяса из Австралии, Новой Зеландии, Китая и других стран.

Характерной чертой российского рынка мяса в последние годы стало значительное повышение цен. Средневзвешенные контрактные цены на мясо в целом выросли на 4,9 процента, на мясо птицы на 6,7. Снижение предложения говядины и свинины отечественными производителями привело к дестабилизации ценовой ситуации на рынке. В 2003 году рост цен на мясо составил 9,2 процента, в 2004 году 23,6. В 2005-м цены выросли на говядину на 20,3 процента, на свинину на 15,1, на мясо птицы на 19,2. Некоторые аналитики рынка полагают, что это явилось одной из причин роста инфляции в стране. В этой связи для обеспечения продовольственной безопасности страны Правительством приняты меры по приоритетному развитию животноводства и птицеводства, по усилению поддержки агропромышленного комплекса. На решение этой сложной и трудной проблемы направлен и один из национальных проектов.



Предельные уровни ставок ввозных таможенных пошлин на период 2006-2009 годов ( в процентах от таможенной стоимости либо в евро )

Наименование товара
Год Минимальная ставка, % Максимальная ставка, %
Мясо крупного рогатого скота, cвежее или охлажденное (код ТН ВЭД России 0201)
2006 15, но не менее 0,2 евро за 1 кг. 55, но не менее 0,7 евро за 1 кг.
2007 15, но не менее 0,2 евро за 1 кг. 50, но не менее 0,65 евро за 1 кг.
2008 15, но не менее 0,2 евро за 1 кг. 45, но не менее 0,6 евро за 1 кг.
2009 15, но не менее 0,2 евро за 1 кг. 40, но не менее 0,53 евро за 1 кг.
Мясо крупного рогатого скота, мороженое (код ТН ВЭД России 0202)
2006 15, но не менее 0,15 евро за 1 кг. 55, но не менее 0,55 евро за 1 кг.
2007 15, но не менее 0,15 евро за 1 кг. 52,5, но не менее 0,53 евро за 1 кг.
2008 15, но не менее 0,15 евро за 1 кг. 50, но не менее 0,5 евро за 1 кг.
2009 15, но не менее 0,15 евро за 1 кг. 40, но не менее 0,4 евро за 1 кг.
Свинина свежая, охлажденная или мороженая (код ТН ВЭД России 0203)
2006 15, но не менее 0,25 евро за 1 кг. 60, но не менее 1,0 евро за 1 кг.
2007 15, но не менее 0,25 евро за 1 кг. 55, но не менее 0,9 евро за 1 кг.
2008 15, но не менее 0,25 евро за 1 кг. 50, но не менее 0,83 евро за 1 кг
2009 15, но не менее 0,25 евро за 1 кг. 40, но не менее 0,55 евро за 1 кг.
Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105,свежие, охлажденные или мороженые (код ТН ВЭД России 0207)
2006 25, но не менее 0,2 евро за 1 кг. 60, но не менее 0,48 евро за 1 кг.
2007 25, но не менее 0,2 евро за 1 кг. 50, но не менее 0,4 евро за 1 кг.
2008 25, но не менее 0,2 евро за 1 кг. 50, но не менее 0,4 евро за 1 кг.
2009 25, но не менее 0,2 евро за 1 кг. 40, но не менее 0,32 евро за 1 кг.
Примечание. Нижний уровень ставок ввозных таможенных пошлин устанавливается на товары,ввозимые в объемах согласно приложению 1 к настоящему постановлению, а верхний уровень к товарам, ввозимым сверх этих объемов.


Характеристика мирового рынка мяса

Современная российская экономика и потребительский рынок могут развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком. Данное положение особенно актуально сегодня для надежного обеспечения мясом и мясопродуктами населения России, находящейся в большой зависимости от импорта и являющейся по мясу нетто-импортером.

По данным ФАО (Продовольственнаяи сельскохозяйственная организация ООН), мировое производство всех видов мяса составляет около 260 миллионов тонн. Мировое производство говядины в распределении по основным странам-продуцентам характеризуется следующими данными (млн. тонн в убойном весе): всего 52; США 11,3; Бразилия 8,4; ЕС 7,8; Китай 7,2; Аргентина 3,0; Индия 2,2; Австра- лия 2,2; Мексика 2,1; Канада 1,5; Россия 1,5; Новая Зеландия 0,7. В мировом производстве, потреблении и торговле говядиной в 2006 году продолжится установившаяся в последние два года тенденция к росту. Производство должно увеличиться на три процента относительно уровня 2005 года и достигнуть 53,4 миллионов тонн. Полагают, что главными продуцентами говядины выступят Бразилия и Китай. Прогнозируется рост выпуска говядины в Новой Зеландии.

Мировое производство свинины характеризуется следующими данными: Всего в 2005 году было произведено 92, 5 миллиона тонн, в том числе: в Китае 48,9; ЕС 20,7; США 9,4; Бразилии 2,0; России 1,8; Японии 1,2; Мексике 1,2; Филиппинах 1,1; Республике Корея 1,1; Тайване 0,9. По оценкам аналитиков, Китай сохранит место ведущего продуцента этого мяса. Увеличение выпуска свинины ожидается в ЕС и в России. На развитии рынка свинины положительно сказывается переключение потребителей мяса с рынков говядины и мяса птицы.

Можно ожидать рост экспорта свинины на мировой рынок из США в объеме 1,3 миллиона тонн. По оценке экспертов ФАО, в последние годы мировое производство мяса птицы демонстрирует определенный рост до 78 миллионов тонн и некоторое сокращение мировой торговли из-за птичьего гриппа до 8 миллионов тонн, а также из-за повышения цен на данный товар. В частности, в 2004 году среднегодовые цены на мясо птицы выросли на 24 процента.

Мировой экспорт мяса птицы в 2004 году составил 7,893 миллиона тонн, в том числе: США 2,52; Бразилии 2,4; ЕС 1,12; Китая 0,45; Таиланда 0,25; Венгрии 0,14. Российская Федерация как нетто-импортер на мировом рынке мяса практически не экспортирует данный вид товара. Однако для зарубежных производителей и экспортеров российский рынок говядины, свинины и мяса птицы является весьма привлекательным. На эти продовольственные товары в России имеется стабильный спрос, отмечается постоянный рост цен на внутреннем рынке.



Регулирование внешней торговли мясом

В настоящее время внешняя торговля мясом регулируется на международном и национальном уровнях. К международному регулятору относится Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и Европейским сообществом, вступившее в силу с 01 декабря 1997 года. Статус России по этому Соглашению прописан как страна с переходной экономикой , что дает возможность применять в торговле режим, близкий к мировым стандартам.

В соответствии с этим Соглашением по отношению к России применяются ограничения во взаимной торговле. В частности, установлены повышенные таможенные пошлины на импорт сельскохозяйственной продукции, в том числе мясом. В ближайшее время, в связи с истечением срока действия, будет подписано новое соглашение, которым России предоставляется статус страны с рыночной экономикой.

Одним из основных регуляторов во внешней торговле со странами СНГ является Соглашение о зоне свободной торговли. Этим соглашением введен беспошлинный режим в торговле товарами, имеющими происхождение из стран Содружества, в том числе мясом, с участниками СНГ.

В настоящее время на заключительной стадии находятся переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Если Россия будет в ближайшее время в нее принята, то все существующие инструменты регулирования ВТО в течение определенного периода распространятся на наше национальное законодательство, в частности антидемпинговый кодекс, соглашение о субсидиях и компенсационных мерах. По этому соглашению экспортное субсидирование разрешено только для сельскохозяйственных товаров. Вместе с тем ВТО принято решение по постепенному снижению величины экспортной поддержки.

На национальном уровне внешняя торговля мясом регулируется федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными актами министерств и ведомств. К их числу в первую очередь следует отнести Федеральные законы Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности от 8 декабря 2003 года 164-ФЗ; О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров от 8 декабря 2003 года 165-ФЗ; Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года 61-ФЗ; О таможенном тарифе от 21 июня 1993 года.

К числу наиболее значимых для внешней торговли мясом постановлений Правительства относятся следующие Постановления: 830 от 30 ноября 2001 года О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности ; 732 от 5 декабря 2005 года Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 гг. .

Постановление 732 принято в целях обеспечения условий для стабильного развития российского производства говядины, свинины и мяса домашней птицы. Им утверждены Перечень товаров и объемов их ввоза в Российскую Федерацию в 2006-2009 годах, Предельные уровни ставок ввозных таможенных пошлин на период 2006-2009 годов. Установлен также порядок выдачи лицензий на ввоз говядины, свинины, мяса птицы из стран дальнего зарубежья. Продление срока действия лицензий не допускается.

Импорт объемов всех видов мяса в Россию с 2003 года регулируется с помощью квот. Ежегодно принимались специальные правительственные постановления, определявшие размеры квот и ставки ввозных таможенных пошлин.

Квоты разбивались по странам-поставщикам. В 2005 году самая большая квота, например, по мясу птицы была у США (74 процента). Сверхквотные поставки куриного мяса были запрещены. Постановлением 732 персонально определены квоты для Европейского союза, США, Парагвая. Отдельной строкой выделены другие государства. Квоты распределяются Минэкономразвития между компаниями-импортерами.

К числу инструментов реализации внешней торговли мясом относятся и такие инструменты, как сертификаты происхождения товара, сертификаты соответствия, ветеринарные сертификаты, которые играют важную роль как меры, обеспечивающие безопасность потребителя при поставках товаров из-за рубежа. Государственный контроль выполнения указанных выше мер регулирования осуществляют уполномоченные на это министерства и ведомства РФ.



Производство мяса птицы в мире (млн. тонн)

Страна 1994 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
США 13,2 17,2 17,4 17,9 18,5
Китай 6,5 12,4 12,9 12,7 13,0
Бразилия 3,5 7,2 7,9 8,4 9,0
Евросоюз 7,4 8,9 8,8 8,8 8,9
Мексика1,1 2,1 2,2 2,3 2,4
Япония 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2
Россия 1,0 0,95 1,0 1,2 1,4
Всего: 50,4 74,3 75,9 77,2 79,8


Правонарушения при импортных поставках мяса

Говядина, свинина и мясо птицы являются товарами группы риска. Это обстоятельство определяет повышенное внимание таможенных органов при проведении ими таможенного оформления и таможенного контроля. Как показала практика проведения таможенных расследований, декларирование мяса не своим наименованием, занижение таможенной стоимости были и остаются главными видами нарушений таможенного законодательства.

Следует отметить, что решением этой проблемы импорта активно занимались центральные и территориальные таможенные органы, в том числе Главное управление тарифного и нетарифного регулирования, Главное управление федеральных таможенных доходов, Главное управление по борьбе с контрабандой, Управление таможенных расследований. При этом значительные усилия прилагались к получению достоверной, документальной информации от таможенных служб зарубежных стран, которую можно использовать как доказательную базу таможенных правонарушений. Официально предоставляемые ими экспортные декларации, инвойсы, транспортные документы, сертификаты установленным порядком прилагались к уголовным делам, к делам об административных правонарушениях. Эта кропотливая работа требовала больших затрат времени и сил. Наиболее успешно эта работа строилась с Бюро по борьбе с мошенничеством (ОЛАФ) Европейской Комиссии, специалисты которого весьма заинтересованы в достоверном контроле правильности выданных европейским экспортерам мяса субсидий. Однако получение и проверка большого количества документов вручную занимали слишком много времени, что снижало эффективность работы. В этой связи нами было принято решение автоматизировать контроль доставки мяса из стран ЕС в Россию. К этой работе, которая дает положительные результаты, были привлечены ГНИВЦ и ГУОТК ФТС России, а с европейской стороны ОЛАФ Европейской Комиссии. О результатах мы информировали читателей в 17-м номере журнала Таможня за 2003 год ( Куда пропало европейское мясо ).

Одним из основных методов правонарушений при поставках мяса, часто используемых недобросовестными импортерами, является применение ими технологии так называемых двойных инвойсов . Истинные инвойсы с реальными ценами, соответствующими подлинному контракту, передаются иностранным экспортером своей таможне, а ложные с заниженными ценами представляются импортером российским таможенным органам. Например, по полученной от финских таможенников информации примерно 60 процентов грузов из этой страны идут по подложным документам.

Как правило, в таких операциях принимают участие выступающие в качестве импортеров фирмы-однодневки, найти которые часто не представляется возможным, так как они обычно регистрируются по ложным адресам, по утерянным, украденным, липовым паспортам. По опыту работы можно сказать, что даже при установлении факта мошенничества открытое административное или уголовное дело не представляется возможным довести до конца. В этой связи борьбу с однодневками целесообразно начинать с другого конца установления физического лица, зарегистрировавшего фирму в налоговой инспекции. Для этого в налоговых органах должны реально устанавливать физическое лицо, открывающее фирму, сверять паспортные данные, проверять его место жительства.

Проблема двойных инвойсов иногда связана также с использованием мошенниками оффшорных зон и оффшорных центров. Контракт заключается с оффшорной фирмой, которая в свою очередь перезаключает его с фирмой из третьей страны. В результате товар идет от грузоотправителя из третьей страны, но не из оффшорной зоны, хотя инвойс и контракт предоставляются в таможню оффшорной фирмой с заниженной стоимостью товара. Поэтому для таможни принципиально важна достоверная ценовая информация, предварительно поступающая от фирм-экспортеров или таможенных служб зарубежных стран. Проводимые ФТС России конкретные оперативные мероприятия с некоторыми иностранными таможнями доказали свою высокую эффективность в борьбе с контрабандными поставками мяса.

Проблемой остается и вопрос использования мошенниками технологии декларирования товара не своим наименованием. Например, в четвертом квартале 2005 года на Дальнем Востоке отмечен факт, когда прибывший морем товар 3,5 тысячи тонн мяса был задекларирован как строительные материалы. Однако особенно часто ввозимое из Евросоюза мясо декларировалось как мороженые овощи, картофель, фрукты. Требует контроля проверка достоверности сертификатов происхождения товаров. Таможня располагает фактами, когда мясо происхождением из стран дальнего зарубежья сопровождалось сертификатами, якобы выданными компетентными органами (торгово-промышленными палатами) сопредельных с Россией стран, внешняя торговля с которыми осуществляется беспошлинно. Решение этих и других проблемных вопросов борьбы с контрабандой требует дальнейшего совершенствования работы таможенных и других правоохранительных органов Российской Федерации.

Качество криминального мяса

На российский мясной рынок оказывают влияние проявившиеся в последнее время масштабные эпидемии, поражающие сельскохозяйственное производство. Это коровье бешенство, птичий грипп, а также ящур, сибирская язва и.т.д. В частности, мы вынуждены были запретить импорт говядины и свинины из ряда штатов Бразилии, где были зарегистрированы вспышки ящура, что сказалось на повышении цен на эти продукты. Россельхознадзор ввел с 10 марта с.г. ограничения на поставки в Россию свинины из немецкой земли Северный Рейн-Вестфалия, где была зарегистрирована классическая чума.

Принимались меры по временному закрытию рынка на ввоз мясомолочной продукции и из других стран. Важной проблемой, на решение которой в настоящее время направлены усилия ФТС России и других ведомств и служб, является борьба с попытками ввезти на территорию России товар сомнительного качества и неизвестной страны происхождения. В частности, в четвертом квартале 2005 года отмечался незаконный реэкспорт через территорию Литвы чужих серых товаров. По данным Россельхознадзора в Россию было ввезено 8,3 тысячи тонн свинины. Для Литвы это слишком большие объемы. Поэтому можно предположить, что под видом литовской к нам поставлялась, возможно, запрещенная китайская свинина.

В январе 2006 года России пришлось закрыть границы на ввоз мясомолочных продуктов, поступающих неизвестно из каких стран через Украину. Имелись факты, когда поставляемое мясо сопровождалось украинскими сертификатами происхождения. Кроме того, так как ветеринарная служба Украины не в состоянии обеспечить безопасность продукции, в начале года Россельхознадзором был введен запрет на ввоз в Россию всей мясомолочной продукции этой страны. Отмечались случаи ввоза на российскую территорию молочной продукции без сопроводительной документации, мяса птицы неизвестного происхождения, сыра без даты выработки и сроков хранения, в сливочном масле обнаруживалось излишне много растительных жиров.

Различные случаи нарушения ветеринарного законодательства, в частности отгрузка продукции без разрешений на ввоз, несоответствие документов и грузов, выявление фальсифицированной продукции, ввоз продукции по поддельным сертификатам послужили причинами отмены с 27 апреля нынешнего года Россельхознадзором всех разрешений на ввоз мяса птицы и продукции птицеводства на 2006 год. По информации Минсельхоза России, это решение не должно отразиться на работе импортеров, так как переоформление сертификатов займет несколько недель.

Несмотря на вызванное пандемией птичьего гриппа некоторое падение спроса на рынке на куриное мясо, объем потребления мяса птицы в России составляет более двух миллионов тонн в год.

Меры по предотвращению правонарушений

Для решения указанных выше проблем импорта мяса нужны скоординированные усилия с другими российскими ведомствами, целесообразно установить более тесное взаимодействие правоохранительных органов различных стран.

В рамках Концепции развития таможенных органов России на ближайшие годы необходимо организовать получение ценовой информации о производимых в различных странах товарах, которые импортируются в Россию, получение исходной информации о ценах на мясо от крупных российских импортеров. Несомненно, полезны предварительное декларирование, внедрение рамочных стандартов Всемирной таможенной организации по обеспечению безопасности и содействию мировой торговле, а также создание Операционного центра принятия решений, куда бы по каналам электронной связи передавалась информация о товарах группы риска.

Представляется целесообразным принять на законодательном уровне более действенные меры по борьбе с фирмами-однодневками, предусматривающие ответственность физических лиц за их ложную регистрацию.

Требует усиления координация усилий всех органов государственной власти, имеющих отношение к внешней торговле Российской Федерации, в том числе и правоохранительных органов. В ходе реализации указанных мероприятий таможенные органы будут иметь возможность концентрировать свои усилия на нелегальных поставках товаров, на тех компаниях, которые не пожелают выполнять установленные законом требования.



Иван НОВОСЕЛЬСКИЙ, ветеран таможенной службы

Журнал "Таможня"