14.04.06

Национализация границы

Государство выкупит 13 частных пунктов пропуска

Минэкономразвития обещает навести порядок на таможне и вернуть в госсобственность частные пункты пропуска товаров на границе. С этой целью управление пограничными пунктами будет передано специальному агентству. Но эксперты говорят, что частных пунктов и так мало, а существенного вреда от них нет, как и смысла в нововведении.

В понедельник на традиционном совещании президента с членами правительства Владимир Путин распек министра экономического развития Германа Грефа за состояние государственной границы. Когда прекратим практику, при которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются там в экономическом экстазе на подавляющем числе пунктов перехода? возмутился президент и поручил Грефу и премьеру Михаилу Фрадкову срочно оборудовать пропускные пункты на границах так, чтобы там не было бизнес-структур .

А вчера правительство одобрило основные направления таможенной политики. Для управления пунктами пропуска может быть создано специальное агентство, заявил Греф, намеренный в понедельник предложить это Путину. С такой инициативой выступили ФСБ и ФТС , пояснил Греф. Агентство может быть создано на базе ФГУП Ростэк , говорит представитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Ирина Скибинская. Этот известный таможенный брокер работает больше 10 лет, у него опытные кадры и затраты бюджета будут минимальны, полагает она. Созданием агентства займется Минтранс, говорит один из подчиненных Грефа.

Новому органу будет чем заняться. Одобренная правительством концепция предполагает ликвидировать около 100 пунктов пропуска, у которых за последние два года не было трафика. Будет создано 149 новых и реконструировано 37 действующих автомобильных пунктов. Сейчас в России работает 441 пограничный пункт, и большая их часть около 350 находится не в госсобственности. Агентство должно будет вернуть их в государственные руки. С большинством проблем не будет: больше 330 пограничных пунктов принадлежат РЖД, аэропортам и портам компаниям с госучастием. Им достаточно будет заключить с агентством прозрачные гражданско-правовые договоры по эксплуатации пунктов пропуска, отметил Греф.

Настоящих частных пунктов пропуска всего 13. В основном они расположены на китайской и монгольской границах и появились в самом начале 1990-х гг., когда у государства не было денег на самостоятельное обустройство границы, рассказывает Скибинская. На них работают такие же таможенники и пограничники, но сами пункты находятся на балансе частных фирм , добавляет она. По закону о госгранице никаких частных пунктов пропуска не должно быть, но время было такое , говорит чиновник Минэкономразвития. Частные компании зарабатывают на границе тем, что навязывают услуги перевозчикам , взимая плату за стоянку, хранение на складах и взвешивание, рассказывает эксперт Института экономики переходного периода (ИЭПП) Сергей Приходько. Например, Благовещенская таможня арендует здание терминала у фирмы Амур-АССО , которая в обмен на это получила право устанавливать свои расценки, влияющие на стоимость проезда в китайский Хэйхэ. База СПАРК-Интерфакс дала всего четыре наименования частных пункта, из которых у трех ЗАО нет телефонов, а по единственному указанному ответили, что такой организации здесь нет.

На выкуп этих пунктов государство готово потратить 1 млрд руб. около 80 млн руб. на каждый. Выбора у собственников практически не будет: если они не согласятся, то правительство их закроет и оборудует новые пункты, сказал Греф. Кроме того, на пограничном пункте должны остаться только таможенники и пограничники. Сейчас там работает семь контрольных инстанций кроме них, еще санитарный, фитосанитарный, ветеринарный, транспортный и миграционный контроль. При условии создания единой базы данных они должны уйти из режимной зоны , говорит Скибинская. Благодаря всем этим мерам в трехлетней перспективе в нашей стране будет создан современный цивилизованный облик государственной границы , уверен Греф.

Не думаю, что 13 частных пунктов многое решают , отмечает чиновник Минэкономразвития. Выкуп 13 частных пунктов с небольшим трафиком это ерунда и оценка их негативной роли завышена, считает бывший глава таможенной службы, а сейчас депутат Валерий Драганов. Чтобы разорвать порочный круг между госчиновниками и бизнесом , нужны 500 современных, компьютеризованных, привязанных к общей транспортной логистике пунктов пропуска, уверен он. Это потребует 12-15 млрд руб., и депутаты уже готовы проголосовать за их выделение из допдоходов. Иначе будет преобладать серый импорт, статистика искажаться, а цена товара не соответствовать рыночной , заключает Драганов. Зачем нужно специальное агентство, если уже есть таможня и пограничники, не понимает и Приходько: Не хочется думать, что это затевается только для получения денег из бюджета .

Ведомости 14.04.06