Национальные законодательства участников Таможенного союза необходимо унифицировать
Через 10 дней в жизни Таможенного союза России, Белоруссии и
Казахстана произойдет знаковое событие: с 1 июля отменяется таможенный
контроль на его внутренних границах, и формирование единой таможенной
территории будет де-юре завершено. Таким образом, по идее, созданы все
условия для перехода к следующему этапу интеграции - Единому экономическому
пространству (ЕЭП), обеспечивающему свободное перемещение товаров, услуг,
капитала, рабочей силы через границы государств-участников. В рамках ЕЭП,
которое номинально должно состояться уже 1 января 2012 года, будут
действовать единые принципы регулирования экономик и проводиться общая
внешнеторговая и согласованная налоговая, денежно-кредитная и
валютно-финансовая политика для обеспечения равноправной конкуренции и
поддержания макроэкономической стабильности.
Но готовы ли участники ТС через полгода вступить в новую фазу
интеграции? Этим вопросам и была посвящена II Международная конференция "От
Таможенного союза к Единому экономическому пространству", состоявшаяся в
Москве. Как сообщила собравшимся член Экспертного совета по таможенному
регулированию Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Курочкина,
перспективы создания ЕЭП для стран-участниц очевидны. Это создание
полноценного наднационального органа, расширение рынков сбыта продукции,
формирование благоприятного инвестиционного климата, единые правила в
области конкуренции и субсидий, обеспечение сбалансированного развития
экономик и т.д.
Но еще очевиднее риски и проблемы, которые могут возникнуть. Это,
например, невозможность совместного вступления во Всемирную торговую
организацию (впрочем, "тройственным союзом" туда невозможно попасть не
только в рамках ЕЭП, но и ТС), потенциальное увеличение уже существующих
диспропорций в экономическом и социальном развитии стран-участниц,
использование внешними экспортерами территории Белоруссии и Казахстана для
доступа на российский рынок. Большие сложности в переходе к ЕЭП ожидаются в
Белоруссии, имеющей большую долю государственного сектора в экономике
(практически 75%). Также есть вероятность, считает Оксана Курочкина,
превращения ЕЭП в единый энергетический проект, поскольку две страны из
трех являются производителями и поставщиками энергоресурсов, а третья
(Белоруссия) - импортером и транзитером этих ресурсов.
Помимо этого, есть проблемы в стыковке национальных законодательств.
Ведь, несмотря на все интеграционные процессы, все три страны остаются
суверенными и имеют свои международные соглашения с другими государствами в
различных областях. Например, в транспортной. Скажем, Россия является
членом концепции МДП (о международной перевозке грузов автомобилями),
Белоруссия только готовится присоединиться к конвенции, а Казахстан вообще
не является ее членом. Так что после снятия таможенного контроля на
российско-казахстанской границе у международных автоперевозчиков могут
возникнуть серьезные проблемы.
Что касается законодательства чисто таможенного, то оно в принципе
унифицировано и гармонизировано. По словам заместителя начальника отдела
переработки и завершающих таможенных режимов ГУОТОиТК ФТС России Надежды
Ковригиной, здесь есть закавыка только с порядком выдачи документа об
условиях переработки товара. В РФ этот документ выдается таможенной
службой, а у обоих соседей - другими ведомствами, и только потом участник
ВЭД предоставляет его таможне. Пока сохраняется и принцип резидентства: в
Белоруссии и Казахстане разрешения на переработку товара выдают лишь тем
юрлицам, которые зарегистрированы на территории этих стран.
Существенная разница и в национальных законодательствах, регулирующих
обращение товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (ИС).
В России с 2002 года действует национальный (региональный) принцип
исчерпания прав, по которому фирменная продукция может быть введена в
оборот только с разрешения правообладателя. У соседей же в ходу
международный принцип, и все права владельца товарного знака считаются
исчерпанными с момента первого введения товара в оборот в любой стране
мира. Вот почему так много проблем возникает в этом плане у России,
например, с Казахстаном, когда ввезенные оттуда абсолютно легальные (по
тамошнему законодательству) товары в одну секунду становятся
контрафактными, едва пересекают российскую границу. Особенно много проблем
возникает с товарными знаками времен СССР. Белорусы выкручиваются как
могут: водку "Столичную" переименовали в "Стольградную", конфетки "Красная
Шапочка" - в "Червоный капелюшок"... Ну и так далее.
При этом, как сообщил эксперт Госдумы Анатолий Семенов, ни один
международный договор России не предписывает установления конкретного
принципа исчерпания прав. Мало того, национальный принцип противоречит п. 4
ст. 15 Конституции РФ, вводящую доминанту международных соглашений (в
данном случае соглашения о партнерстве и сотрудничестве РФ и ЕС,
действующем с 01.12.1997 г.) над национальным законодательством.
Аналогичные примеры можно еще приводить и приводить. В общем, в
развитие нормативной базы ЕЭП должно быть разработано дополнительно около
70 новых соглашений, до 2015 года предстоит заключить 13 международных
договоров, не считая разных порядков, методик, критериев и т.д.
Кстати, многие участники конференции отметили вялое отношение бизнеса
к созданию нормативной базы ТС и ЕЭП. По словам Оксаны Курочкиной, "бизнес
долго выжидает, что получится, а потом начинает возмущаться, что его
прижали". Тем более что все механизмы для его активного участия в
нормотворчестве есть. Как есть и удачные примеры взаимодействия с властью.
Например, после неоднократных обращений представителей полиграфического
бизнеса было принято решение в 2010 году снизить ввозные пошлины на
мелованную бумагу с 15 до 5%. И это позволило вернуть в РФ до 17% объемов
тиражей, которые раньше печатались за рубежом, и поднять уровень
загруженности полиграфических предприятий до 80% против 50% в 2009 г.
Российская бизнес-газета