27.06.11

Национальные законодательства участников Таможенного союза необходимо унифицировать

Через 10 дней в жизни Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана произойдет знаковое событие: с 1 июля отменяется таможенный контроль на его внутренних границах, и формирование единой таможенной территории будет де-юре завершено. Таким образом, по идее, созданы все условия для перехода к следующему этапу интеграции - Единому экономическому пространству (ЕЭП), обеспечивающему свободное перемещение товаров, услуг, капитала, рабочей силы через границы государств-участников. В рамках ЕЭП, которое номинально должно состояться уже 1 января 2012 года, будут действовать единые принципы регулирования экономик и проводиться общая внешнеторговая и согласованная налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности.

Но готовы ли участники ТС через полгода вступить в новую фазу интеграции? Этим вопросам и была посвящена II Международная конференция "От Таможенного союза к Единому экономическому пространству", состоявшаяся в Москве. Как сообщила собравшимся член Экспертного совета по таможенному регулированию Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Курочкина, перспективы создания ЕЭП для стран-участниц очевидны. Это создание полноценного наднационального органа, расширение рынков сбыта продукции, формирование благоприятного инвестиционного климата, единые правила в области конкуренции и субсидий, обеспечение сбалансированного развития экономик и т.д.

Но еще очевиднее риски и проблемы, которые могут возникнуть. Это, например, невозможность совместного вступления во Всемирную торговую организацию (впрочем, "тройственным союзом" туда невозможно попасть не только в рамках ЕЭП, но и ТС), потенциальное увеличение уже существующих диспропорций в экономическом и социальном развитии стран-участниц, использование внешними экспортерами территории Белоруссии и Казахстана для доступа на российский рынок. Большие сложности в переходе к ЕЭП ожидаются в Белоруссии, имеющей большую долю государственного сектора в экономике (практически 75%). Также есть вероятность, считает Оксана Курочкина, превращения ЕЭП в единый энергетический проект, поскольку две страны из трех являются производителями и поставщиками энергоресурсов, а третья (Белоруссия) - импортером и транзитером этих ресурсов.

Помимо этого, есть проблемы в стыковке национальных законодательств. Ведь, несмотря на все интеграционные процессы, все три страны остаются суверенными и имеют свои международные соглашения с другими государствами в различных областях. Например, в транспортной. Скажем, Россия является членом концепции МДП (о международной перевозке грузов автомобилями), Белоруссия только готовится присоединиться к конвенции, а Казахстан вообще не является ее членом. Так что после снятия таможенного контроля на российско-казахстанской границе у международных автоперевозчиков могут возникнуть серьезные проблемы.

Что касается законодательства чисто таможенного, то оно в принципе унифицировано и гармонизировано. По словам заместителя начальника отдела переработки и завершающих таможенных режимов ГУОТОиТК ФТС России Надежды Ковригиной, здесь есть закавыка только с порядком выдачи документа об условиях переработки товара. В РФ этот документ выдается таможенной службой, а у обоих соседей - другими ведомствами, и только потом участник ВЭД предоставляет его таможне. Пока сохраняется и принцип резидентства: в Белоруссии и Казахстане разрешения на переработку товара выдают лишь тем юрлицам, которые зарегистрированы на территории этих стран.

Существенная разница и в национальных законодательствах, регулирующих обращение товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (ИС). В России с 2002 года действует национальный (региональный) принцип исчерпания прав, по которому фирменная продукция может быть введена в оборот только с разрешения правообладателя. У соседей же в ходу международный принцип, и все права владельца товарного знака считаются исчерпанными с момента первого введения товара в оборот в любой стране мира. Вот почему так много проблем возникает в этом плане у России, например, с Казахстаном, когда ввезенные оттуда абсолютно легальные (по тамошнему законодательству) товары в одну секунду становятся контрафактными, едва пересекают российскую границу. Особенно много проблем возникает с товарными знаками времен СССР. Белорусы выкручиваются как могут: водку "Столичную" переименовали в "Стольградную", конфетки "Красная Шапочка" - в "Червоный капелюшок"... Ну и так далее.

При этом, как сообщил эксперт Госдумы Анатолий Семенов, ни один международный договор России не предписывает установления конкретного принципа исчерпания прав. Мало того, национальный принцип противоречит п. 4 ст. 15 Конституции РФ, вводящую доминанту международных соглашений (в данном случае соглашения о партнерстве и сотрудничестве РФ и ЕС, действующем с 01.12.1997 г.) над национальным законодательством. Аналогичные примеры можно еще приводить и приводить. В общем, в развитие нормативной базы ЕЭП должно быть разработано дополнительно около 70 новых соглашений, до 2015 года предстоит заключить 13 международных договоров, не считая разных порядков, методик, критериев и т.д.

Кстати, многие участники конференции отметили вялое отношение бизнеса к созданию нормативной базы ТС и ЕЭП. По словам Оксаны Курочкиной, "бизнес долго выжидает, что получится, а потом начинает возмущаться, что его прижали". Тем более что все механизмы для его активного участия в нормотворчестве есть. Как есть и удачные примеры взаимодействия с властью. Например, после неоднократных обращений представителей полиграфического бизнеса было принято решение в 2010 году снизить ввозные пошлины на мелованную бумагу с 15 до 5%. И это позволило вернуть в РФ до 17% объемов тиражей, которые раньше печатались за рубежом, и поднять уровень загруженности полиграфических предприятий до 80% против 50% в 2009 г.

Российская бизнес-газета