07.07.08

Назревшее обновление

Переориентация грузоотправителей на использование в экспортно-импортных операциях контейнеров потребовала модернизации терминала станции Забайкальск

Уже в августе, когда модернизация будет закончена, перерабатывающая способность терминала составит 470 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте – более 1 млн тонн грузов в год.

Сейчас через погранпереход на стации Забайкальск проходит около 60% всего российско-китайского товарооборота, оцениваемого по итогам прошлого года в $45 млрд. При этом его объёмы увеличиваются ежегодно на 35 – 40%, причём в первую очередь растёт число контейнерных перевозок.

Так, если в 2006 году доля груза, пересекшего границу в контейнерах, составляла 36% от общего грузооборота, то в 2007 – уже 48%. На дороге отмечают, что увеличение доли таких перевозок будет сохраняться и в дальнейшем, что показало необходимость реконструкции терминала.

Реконструкция началась в 2007 году, когда на станции был отмечен рост числа принятых контейнеров по сравнению с прошлым годом на 128%, а отправленных – на 150%.

«Сейчас нам приходится работать в стеснённых условиях. Единовременно перегрузочный комплекс может вместить только 27 вагонов. При этом кранам, переставляющим контейнеры с узкоколейных платформ на ширококолейные, настолько неудобно разворачиваться на небольшом «пятачке», что за сутки удаётся перегрузить только около 90 платформ», – говорит начальник технического отдела филиала ОАО «ТрансКонтейнер» на ЗабЖД Михаил Димитрюк.

На сегодня работы, общая стоимость которых составит порядка 1,5 млрд руб., завершены уже на 70%. Срок окупаемости инвестиций составит ориентировочно три года.

«К Дню железнодорожника объект запустим в эксплуатацию. Размеры новой площадки для выгрузки контейнеров составят 170 тыс. кв. м. Это в восемь с половиной раза больше, чем действующие площади. На площадке можно будет формировать по направлениям крупнотоннажные контейнеры одновременно на четыре поезда. За одну смену удастся грузить два состава длиной в 71 условный вагон. Предусмотрено и место для размещения крытого и открытого складов временного хранения таможенных грузов с возможностью размещения контейнеров в пять ярусов», – говорит Михаил Димитрюк.

Проект обновлённого терминала предусматривает и расширение площадей для работы погрузчиков, что позволит в условиях дальнейшего роста объёмов перевозок увеличить его мощность уже не за счёт реконструкции, а путём увеличения числа техники. При этом для её обслуживания оборудуют гаражи с устройствами предпускового прогрева, механические мастерские и пункты экипировки.

Также установят систему видеонаблюдения, позволяющую контролировать работу из филиала ОАО «ТрансКонтейнер» в Чите, обеспечивая надёжную охрану перевозимых грузов.

Кроме того, здесь появится новое административное здание, в котором разместятся специалисты всех связанных с отправкой и приёмом грузов служб, так что оформить все необходимые документы можно будет в одном месте.

«В целом технология работы обновлённого терминала позволит перегрузить любой контейнерный поезд не более чем за сутки с момента его прибытия на станцию Забайкальск», – уверен Михаил Димитрюк.

Мощности новых площадей терминала уже частично используются. Так, в эксплуатацию пущены козловые краны и два автопогрузчика Kalmar грузоподъёмностью 40 тонн, которые могут работать даже при шквальном ветре силой до 25 метров в секунду.

Введена в строй – правда, пока в тестовом режиме – и система автоперевозок из КНР, предусматривающая подачу контейнеров на терминальные мощности грузовиками.

«Порожние контейнеры завозят в КНР под загрузку и возвращают на терминал автотранспортом. И уже на российской территории контейнеры помещают на платформы. Грузоотправителям так работать гораздо быстрее и удобнее. Не надо беспокоиться о доставке груза непосредственно до китайской колеи и перегружать его. Так клиент избавляется от лишней мороки с таможенным оформлением, заключением договоров с китайскими железнодорожниками и просто лишней погрузкой-разгрузкой», – говорит Михаил Димитрюк.

Выиграет от модернизации и магистраль.

«Даже действующий сейчас терминал позволяет справляться с поступающими объёмами грузов – проблемы возникают из-за неравномерности поставок с китайской стороны. Зарубежные коллеги иногда по двое-трое суток не пригоняют контейнерные поезда, а иногда выдают по 220 контейнерных платформ за день. С введением терминала контейнеры, для которых не хватило платформ, можно будет хранить на специальных площадках», – сказал начальник службы перевозок ЗабЖД Владимир Пронищев.

Гудок; 07.07.08