08.02.05

Не второсортное дело

Почему эшелоны с металлом упорно стремятся за рубеж, оставляя отечественных производителей металла без сырья

ДАЛЬНИЙ Восток - наиболее контрастный регион России по обороту лома черных металлов. С одной стороны, здесь сосредоточены сравнительно малые ресурсы лома, с другой - весьма емкий экспортный рынок Юго-Восточной Азии. В отличие от металлургических предприятий Центральной части Российской Федерации, где сложилась наиболее благоприятная ситуация на рынке лома, дальневосточные металлурги без поддержки государства не в состоянии противостоять экспансии экспорта лома в силу близости границ с Китаем и Южной Кореей.

Близость дальневосточных портов, высокие экспортные цены обеспечивают ломозаготовителям наиболее высокую рентабельность в их деятельности на внешнем рынке. В результате большая часть металлолома, заготавливаемого в Дальневосточном регионе и близлежащих территориях, поставляется на экспорт. Ежегодно из региона по нарастающей вывозится более 1,5 миллиона тонн металлолома, в то время как процесс ломообразования в регионе замедлился и вторичный металлофонд резко сократился. Анализ, проведенный в Хабаровском крае, по состоянию вторичного металлофонда показал, что запасов металлолома в крае хватит не более чем на 2 - 3 года, а в целом по региону не более, чем на 5 лет.

Главный источник образования ресурсов лома в Дальневосточном регионе - амортизационный лом, образующийся в процессе ликвидации основных средств, которые формировались в период интенсивного строительства гражданских, промышленных и оборонных объектов еще в годы советских пятилеток.

Повышенный спрос на металлолом вызвал стремительный рост цен на него на рынке вторичных металлов. По сообщениям аналитиков из БДО Юникон, стоимостной объем экспорта лома черных металлов за 9 месяцев 2004 года вырос против аналогичного периода 2003 года более чем в 3 раза, а уровень экспортных цен в августе 2004 года достиг беспрецедентной отметки 290 долларов за одну тонну на условиях FOB Дальний Восток.

Кроме того, экспортеры создают себе определенное ценовое преимущество и на стадии таможенного оформления металлолома. Во-первых, за счет занижения контрактной стоимости декларируемого груза. Так, в 2004 году средняя статистическая таможенная (декларируемая) стоимость отходов и лома черных металлов составила не более 53 процентов от рыночной стоимости его экспорта. Во-вторых, за счет "перевода" лома и отходов черных металлов в другую категорию - токарную стружку, обрезки, обломки и отходы фрезерного производства, на которые вывозная пошлина ниже.

Наряду с множеством "непрозрачных схем" при закупках и экспорте металлолома, экспортеры имеют возможность возместить еще и НДС, якобы, уплаченный (по их документам) заготовителям лома черных металлов. Учитывая практику расчетов экспортеров с заготовителями лома наличными денежными средствами, просчеты государства в этой ситуации становятся очевидными.

В такой ситуации металлургические предприятия, особенно завод ОАО "Амурметалл" в Хабаровском крае, оказались на грани сырьевого кризиса. Учитывая высокие энергетические и транспортные тарифы, дальневосточные металлурги не могут конкурировать с фирмами - экспортерами металлолома, которые осуществляют его закупки исключительно за "наличные", оградившись таким образом от налоговых обязательств.

В настоящее время годовая потребность ОАО "Амурметалл" в основном сырье - ломе и отходах черных металлов - составляет около 1 миллиона тонн.

К 2007 году этот показатель вырастет и достигнет 1,8 миллиона тонн. Обеспечение такими объемами металлолома ставит ОАО "Амурметалл" в очень сложное положение.

В сложившихся условиях предприятие вынуждено расширять географию закупок лома черных металлов. В 2004 году более 68 процентов годовой потребности предприятия в металлоломе было завезено из регионов Восточной и Западной Сибири. Принимая во внимание то, что железнодорожные тарифы на перевозку лома сопоставимы с тарифами на готовую продукцию, которые в 1,5 раза выше тарифов на перевозку сырьевых материалов, нетрудно подсчитать:

более 30 процентов от стоимости завезенного металлолома ложится на транспортную составляющую.

При этом экспортеры беспрепятственно вывозят важнейшее сырье - лом черных металлов в недостающих заводу объемах из пограничных субъектов Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Еврейской, Читинской и Иркутской областей. Такая "активная поддержка" металлургов Китая и Южной Кореи уже дает результаты: в Приморском крае имеются факты импорта из КНР сортового проката, хотя в Комсомольске-на-Амуре на "Амурметалле" производится мелкий высококачественный и средний сорт для строительной индустрии.

Отсутствие четкой политики в отношении металлургической отрасли породило острые проблемы оборота лома: резко повысились цены на черный лом на внутреннем рынке, сократилось использование лома в металлургических процессах из-за его экспорта, усилилась конкуренция со стороны импортеров на мировом рынке металлопродукции. Металлургические предприятия стали потреблять чугун вместо лома, что ухудшило экологическую обстановку. Идет регулярное сокрытие от налогообложения в крупных масштабах как валютной, так и рублевой выручки, расточительно используются сырьевые ресурсы, имеющие стратегическое значение. Озабо ченность этими проблемами не раз выражали и металлурги Центральных регионов России: Консорциума "Русская сталь", "ЕвразХолдинг", НЛМК, ММК, Департамента промышленной и инновационной политики в металлургии Минпромнауки России.

- Американцы сейчас решили ввести таможенные пошлины на экспорт лома, чего у них не было с 1974 года. Почему? Да потому что в Китае при его объемах выплавки стали (сейчас этот показатель превысил 215 миллионов тонн, а в 2005 г. прогнозируется на уровне 300 миллионов тонн) огромный дефицит лома, и американцы, чтобы обезопасить свой рынок, вводят таможенные пошлины, поскольку экспорт вырос в 2 раза! - сказал начальник отдела департамента черной металлургии Виталий Некрасов на заседании рабочей группы по созданию Российской национальной ассоциации заготовителей и переработчиков металлолома.

Он считает, что государственное регулирование рынка вторичных металлов должно быть направлено в сторону необходимого соотношения между обеспечением сырьем металлургической промышленности, решением экологической задачи и экспортом. - У нас в прошлом году тоже примерно на 1 миллион тонн вырос экспорт, что обусловлено ростом закупочных цен в странах Юго-Восточной Азии: в Китае - до 235 долларов, в Южной Корее - 245 долларов. Конечно, наши металлургические предприятия таких цен не выдержат. Спасти сегодняшнее положение черной металлургии может лишь государственное регулирование рынка черных металлов. Попытки региональных властей воздействовать силовыми методами на региональный рынок лома не приносят успеха. В области рынка черных металлов нужна последовательная и разумная политика государства. Необходимо наконец признать: металлолом - сырье стратегическое. И относиться к нему надо соответственно, по-государственному.

Российская газета 08.02.05