Не завозится: в Россию стали поставлять меньше новых автомобилей
Импорт новых автомобилей в Россию в мае уменьшился почти на 70%, подсчитали в аналитическом агентстве «Автостат». Основное снижение пришлось на официальные поставки, альтернативный импорт сократился меньше, а подержанных автомобилей ввезли даже больше. Однако эксперты предупреждают: тем, кто хотел бы приобрести «альтернативный» автомобиль, следует поторопиться. Почему — выясняли «Известия».
Каких автомобилей стали меньше ввозить
В прошлом месяце в Россию ввезли всего 17,8 тыс. новых легковых машин, что в четыре раза меньше (-74,2%), чем в мае 2024 года. В сравнении с апрелем 2025 года импорт сократился почти в два раза. Официальным путем за месяц импортировали только 10,5 тыс. машин. При этом поставки по альтернативным каналам (7,2 тыс.) немного превзошли результаты мая 2024 года (+2%) и достигли доли в 41%.
— Перестали везти Chery, гонят только через сборку, очень мало Geely привезли. Основной импорт пришелся на Changan, немножко на Haval и всякую альтернативу вроде Toyota, — рассказал генеральный директор «Автостата» Сергей Целиков.
Самую большую долю в официальном импорте занял Changan — 38%, в альтернативном — Toyota с 15%. Автомобилей японской марки ввезли 1488 штук. Также неофициально к нам ввозят автомобили BMW, Geely и Lixiang. Главным образом импорт новых машин идет из Китая — 70%, также авто везут из Киргизии (9%), Южной Кореи (7%) и Белоруссии (5%).
В чем причины спада
По данным Сергея Целикова, более половины майских продаж приходится на автомобили выпуска 2024 года, но запасы ввезенных впрок машин сокращаются медленно. Спрос по-прежнему существенно ниже предложения.
— Падение месяц к месяцу и год к году как раз отражает все основные факторы, оказывающие влияние на рынок, — высокую ключевую ставку, колебание курса валют и появляющиеся в СМИ новости о возвращении ушедших брендов. Есть серьезная часть потребителей, которые ждут этого момента и откладывают покупку автомобиля. Уже неоднократно говорил, что это вбросы, за которыми не стоит абсолютно ничего, — рассказал «Известиям» директор департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов.
Импортеры учли горький опыт прошлого года, связанный с финансированием избыточных складских запасов, отмечает заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев.
При этом главный редактор «За рулем» Максим Кадаков заметил, что у дилеров многих брендов на складах по-прежнему имеются запасы машин на 3–4 месяца торговли.
Существенное сокращение ввоза Сергей Целиков связывает, во-первых, с освоением местной сборки китайских автомобилей, а во-вторых, с сильной «затоваркой» складов дистрибьюторов и дилеров.
Ищут альтернативу
Что касается роста популярности альтернативного импорта, то в «Автостате» его объясняют выгодным курсом валют.
— Альтернативный импорт сейчас выгоден и востребован. Он стал основным способом ввоза в Россию автомобилей брендов, ушедших с официального рынка или не представленных здесь производством. Подержанные иномарки, особенно из Японии и Кореи (24,5%), заполняют нишу, которую не могут закрыть ни локализованные авто, ни импорт новых китайских машин, — считает генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк.
На фоне падения импорта новых машин ввоз авто с пробегом вырос на 23% в сравнении с маем 2024 года и достиг 37 тыс. штук, фактически повторив результат апреля этого года. На вторичке, как и в альтернативных поставках, лидирует японская Toyota, ее доля достигла 21,8%. Интересно, что доля праворульных и леворульных машин практически сравнялась, ввоз первых снижается, вторых растет.
Поэтому ввоз из Японии (46%) становится менее популярным, вес набирают такие направления, как Южная Корея (24,5%) и КНР (13%).
— Почему-то у нас поверили, что состояние подержанных автомобилей из Южной Кореи очень неплохое. Наверное, так и есть, учитывая небольшие пробеги, где там по Корейскому полуострову ездить? Из Китая едут модели уже у нас опробованные. Например, Geely Monjaro с пробегом. Народ ищет альтернативы подешевле, некоторые не могут позволить себе новый автомобиль или не хотят китайский, — рассказал партнер «Автостата» Игорь Моржаретто.
Популярность Toyota, как новых, так и с пробегом, эксперты объясняют исторически сложившейся репутацией надежности японской марки. В условиях дефицита и экономической неопределенности покупатели и импортеры видят в Toyota безопасное вложение, отмечает Ирина Франк.
— Покупатели по-прежнему выбирают некогда популярные Toyota — бренд, который до своего ухода на протяжении долгих лет входил в топ-5 лидеров российского рынка с годовыми продажами около 100 тыс. единиц. Этот объем сопоставим с текущими продажами всех новых марок вместе взятых. Сегодня новые Toyota в Москве и области продаются примерно по 300 штук в месяц — это незначительный показатель, составляющий лишь около четверти от продаж любого из топ-3 китайских брендов (Haval, Chery и Geely), — рассказал Ренат Тюктеев.
Рынок начнут закрывать?
Тем, кто хочет приобрести «альтернативный» автомобиль, стоит поторопиться с покупкой до конца этого года, предупреждает Максим Кадаков.
— Я допускаю, что с постепенным вводом российских автопроизводств в пределах этого года мы услышим призывы к тому, чтобы рынок начать закрывать. Например, налаживают в нашей стране выпуск автомобилей представительского класса, зачем нам тогда Mercedes и BMW? Можно с помощью утильсбора регулировать их ввоз. Или, например, праворульные автомобили с пробегом, если их популярность вырастет, скажут, что они влияют на российский рынок, которому и так тяжело, — отметил эксперт.
«Досидим до осени»
По словам Кадакова, несмотря на затоваривание складов, цены на новые автомобили принципиально меняться не будут.
— В ситуации с неизменными ценами мы досидим до осени, а осенью людей будут подгонять новой шумихой о том, что с января вновь повысят утилизационной сбор. И потому никому не будет смысла снижать цены на автомобили, которые еще не распроданы, потому что вновь завезенные такие же машины будут дороже, — считает Максим Кадаков.
Цена на новые автомобили 2025 года выпуска выше, чем на аналогичные 2024 года, из-за скидок, пояснил Николай Иванов.
— Разница исключительно в этом, сама по себе цена на них одинаковая, — отметил он и выразил уверенность, что новых скидок на автомобили 2025 года не будет.
Хотя давление на цены есть, ожидать в ближайшее время значительного их снижения или масштабных скидок не стоит, рассказала «Известиям» Ирина Франк.
— Продажи в начале июня были стабильными, но не растущими. Ключевым фактором станет реакция рынка на возможное снижение ключевой ставки ЦБ. Часть покупателей уже откладывает покупки в ожидании более выгодных кредитных условий, — отметила она.