11.07.06

Нефтяная синхронизация

Госдума приняла закон, синхронизирующий сроки вступления в силу скорректированных ставок вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты. Чиновники Минэкономразвития и Федеральной таможенной службы (ФТС) уверены, что это позволит предотвратить локальный дефицит бензина. Эксперты их оптимизма не разделяют, предупреждая, что проблему роста цен на внутреннем рынке принятие закона не решит.

На дополнительном пленарном заседании в субботу депутаты приняли в третьем чтении поправки в закон "О таможенном тарифе". Закон, синхронизирующий изменение пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов, представила одна из его авторов, председатель подкомитета по таможенно-тарифному регулированию и внешнеэкономической деятельности думского комитета по бюджету и налогам Надежда Азарова.

Как уже сообщал "Бизнес" (см. номер от 24 марта), с требованием положить конец практике, когда экспортеры нефти искусственно минимизировали свои платежи, выступили чиновники Минэкономразвития и ФТС. Дело в том, что до сих пор в соответствии с законом "О таможенном тарифе" вывозные таможенные пошлины на сырую нефть вступали в силу через 10 дней после опубликования решения правительства, а пошлины на нефтепродукты - через месяц. В течение 20 дней, проходящих между этими событиями, нефтяным компаниям было экономически выгоднее экспортировать нефтепродукты, что приводило к временному дефициту на внутреннем рынке.

Авторы законопроекта уверяют, что он принимается исключительно в целях заботы о доходных статьях федерального бюджета. "Новый закон позволит синхронизировать сроки вступления в силу решений о корректировке ставок вывозных пошлин как на сырую нефть, так и на нефтепродукты",- заявила на заседании Госдумы Надежда Азарова. По расчетам экспертов, к которым обратились депутаты, в мае-июне 2005 года при росте ставок таможенных пошлин на $2 бюджет за 20 дней недосчитался $6 млн, а в январе-феврале 2006 года при росте в $17 его потери за 20 дней составили $60 млн.

Однако специалисты уверены, что правительство прежде всего озабочено регулированием российского внутреннего рынка нефтепродуктов. "Правительство делает этодля того, чтобы влиять на экспорт,- говорит исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко.- Надо учитывать, что мы поставляем за рубеж то же сырье: мазут, дизельное и прямогонное топливо. На Западе спрос на дизельное горючее растет, и наши производители заинтересованы в его экспортных поставках".

В итоге в период сельскохозяйственных работ ощущается нехватка топлива, что приводит к его росту на внутреннем рынке. "Цель правительства - создавать экономически непривлекательные условия для экспорта хотя бы в сезон полевых работ",- уверен Григорий Сергиенко.

Но в эффективности этих мер он сомневается: методы, используемые властями для регулирования ситуации на внутреннем рынке топлива, носят фискальный характер и направлены исключительно на пополнение бюджета, а создание биржи для торговли нефтепродуктами внутри страны, призванное сдержать цены, в очередной раз откладывается.

"При таких условиях складывается ситуация, когда на внутренний рынок поставляется топлива, что называется, в обрез, что в период повышенного спроса приводит к дефициту и росту цен",- говорит Сергиенко.

Бизнес ; 11.07.2006