30.09.08

Неизбежная перспектива

Экспортные пошлины на необработанную древесину в апреле 2009 года подскочат до 50 евро за кубометр против 6 евро в 2007 году. В связи с этим Министерство промышленности и торговли РФ ожидает, что к 2011 году объёмы её экспорта сократятся более чем в 10 раз. Это приведёт к переориентации рынка на внутренние перевозки и экспорт пиломатериалов.

Решение о поэтапном повышении уровня экспортных пошлин на отдельные виды необработанных лесоматериалов было принято ещё в 2007 году. Причиной послужила назревшая необходимость в стимулировании глубокой переработки российского лесосырья на российской территории. В итоге завышение пошлин подталкивает иностранных обработчиков к переносу своего производства в Россию – чтобы избавиться от уплаты этих пошлин.

После того как было принято решение о введении заградительной пошлины на экспорт необработанной древесины, она увеличилась уже в два раза – сначала до 10 евро за кубометр, а потом до 15 евро. В апреле 2009 года размер пошлины достигнет 50 евро. Эта мера фактически остановит вывоз из России круглого леса.

Недовольство складывающейся ситуацией уже высказали отечественные лесозаготовители, предрекающие крах российского лесопромышленного комплекса: ведь последнее десятилетие ему удавалось выживать именно благодаря экспорту. Недовольны и западные лесопромышленники, вынужденные закрывать свои заводы в связи с нерентабельностью их дальнейшей работы. В частности, в Финляндии и Германии прекратили работу крупные предприятия двух лесопромышленных корпораций – UPM-Kymmene и StoraEnso.

Несомненно также и то, что объёмы экспорта необработанной древесины железнодорожным транспортом также резко сократятся. «Повышение пошлин негативно скажется на деятельности компании, мы уже запланировали убытки в основной деятельности. Отгрузка наша значительно упадёт», – констатирует генеральный директор ООО «Сиблес» Александр Цеханович.

При этом эксперты ожидают значительного увеличения внутренних поставок необработанной древесины с лесозаготовительных на лесоперерабатывающие предприятия при одновременном росте экспорта пиломатериалов и щепы. «Мы ожидаем пропорционального увеличения внутренних перевозок и экспорта пиломатериалов, – сообщил гендиректор компании «ТрансЛес» (аффилирована с ОАО «РЖД») Сергей Кривов. По его словам, увеличение таможенных пошлин скажется на перевозках необработанного леса на всех направлениях, и в первую очередь на северо-западном.

«С 1 января 2009 года, когда рост таможенных пошлин на необработанный лес по сравнению с сегодняшним днём достигнет 80%, ситуация изменится. Кругляка мы станем возить меньше, здесь дорога потеряет прежние объёмы. Хотя все будет зависеть от того, смогут ли предприятия лесного комплекса переориентироваться в своей деятельности на глубокую переработку», – считает заместитель начальника Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания ДВЖД Алексей Лоншаков.

Впрочем, уже сейчас российские предприятия строят крупные объекты по глубокой переработке древесины, в том числе на Дальнем Востоке, отмечает руководитель Хабаровского филиала ООО «Фирма «Трансгарант» Денис Столыпин. «Проблема в том, что крупных предприятий как таковых ещё нет, их только строят, и ввод в эксплуатацию намечен в лучшем случае с третьего квартала 2009 года», – отметил он.

Оптимизировать свою работу до того момента, пока в России глубокая переработка древесины начнёт осуществляться более масштабно, компании намерены разными способами. По мнению гендиректора компании «Дальлестранс» Алексея Головко, тарифная политика приведёт к тому, что в ближайшие годы будет всё более востребован подвижной состав, предназначенный для перевозки не леса-кругляка, а лесной продукции с добавленной стоимостью – досок, брусьев и др.

В связи с этой прогнозируемой тенденцией компания «ТрансЛес» намерена переоборудовать свой подвижной состав под перевозку пиломатериалов, а также оборудовать свои лесовозные платформы фитинговыми приспособлениями, которые позволят совмещать перевозки лесных грузов и контейнеров. «Это позволит уменьшить порожний пробег подвижного состава за счёт обеспечения обратной контейнерной загрузки платформ. То есть мы будем работать не только с лесозаготовителями, но и с другими категориями грузовладельцев», – отметил господин Кривов.

Впрочем, у многих компаний ситуация изначально несколько легче. Дело в том, что значительную часть парка для перевозки лесных грузов составляют универсальные платформы со съёмным оборудованием для перевозки леса разработки 60-х годов, сообщал ранее директор ФГУП Росжелдора «Научно-внедренческий центр «Вагоны» Юрий Бороненко. В случае снижения объёмов перевозок эти приспособления можно демонтировать и использовать платформы под транспортировку других грузов, пояснил представитель фирмы «Трансгарант» Денис Столыпин, отметив, что так и намерены поступить в его компании.

В свою очередь, в компании «Евросиб» ожидают увеличения степени контейнеризации перевозок экспортных грузов лесной промышленности, в том числе пиломатериалов. Это позволит выровнять диспропорцию спроса на 20- и 40-футовые контейнеры и сократит их порожний пробег.

«Гудок», 30.09.2008