04.08.09

Нелегал-долгоносик

Кого ищут фитосанитары в б/у автомобилях

На прошлой неделе российскую границу пересекли первые импортные автомобили, прошедшие фитосанитарный контроль. Насколько это усложнило жизнь гражданам, корреспондент "РБГ" выяснял непосредственно на погранпереходе.

Разрешение - бесплатно

Напомним, с 15 июля этого года в перечень продукции, подлежащей обязательному карантинному контролю, попали и бывшие в употреблении автомобили. Конкретно - легковой и грузовой транспорт, приобретенный за границей и ввозимый на территорию РФ с последующей "растаможкой".

Нововведение предполагает следующую процедуру: будущему владельцу импортного авто необходимо примерно за месяц перед поездкой получить в Россельхознадзоре импортное карантинное разрешение (ИКР - выдается бесплатно). Для этого он обращается туда с заявкой, в которой указывает, в какой стране и какую машину - грузовую или легковую - он собирается приобрести. Получив ИКР, он может отправляться в Европу за иномаркой. Документ понадобится ему на обратном пути, на погранпереходе, где специалисты фитосанитарной службы проведут первичный досмотр автомобиля. Во второй раз с представителями Россельхознадзора автовладелец встретится на складе временного хранения, куда обязан отвезти машину на время таможенного оформления. Дополнительных финансовых затрат в связи с необходимостью прохождения новых процедур при ввозе авто в Россию он не несет.

Сметка специалиста

В досмотровую сумку главного госинспектора отдела надзора в области карантина растений пограничного ветеринарного и фитосанитарного контроля на российско-польской границе в Багратионовске Надежды Пименовой входит совок, щетка, лупа и целлофановые пакеты. Специалисты их еще называют пакеты для сметок - в них они собирают мусор, который находят в автомобиле.

Первый объект исследования - грузовая машина "Вольво". Бывший владелец из Швейцарии, а перегоняют ее в Россию из Германии по заказу транспортной фирмы в Москве. Перегонщик Александр, скрестив руки на груди, невозмутимо наблюдает, как работает Надежда Пименова. Последняя сметает в пакетик пыль с колес, подкрылок, из кузова. Она также проходится щеточкой в водительской кабине, открывает капот "Вольво" - собирает налипших на радиатор бабочек и с "добычей" отправляется в помещение - анализировать.

- Ничего они не найдут, - уверен Александр. - Я машину взял с сервиса, а они несут ответственность вплоть до уголовной, если не все стандарты соблюли. Ну а то что грязь на "Вольво" - ну так ведь это просто грязь.

Александр на границе стоит уже вторые сутки. Очередь на таможне. Дополнительная проверка автомобиля специалистами Россельхознадзора, по его словам, на общем количестве времени его пребывания в пункте пропуска фактически не отразилась.

Крылья, ноги, хвосты

Тем временем Надежда Пименова изучает под микроскопом содержимое пакета для сметок. Помещение, где мы находимся, можно назвать многофункциональным. Это лаборатория. На стенах - плакаты, на которых изображены долгоносики и плодожорки.

- А в грязи с автомобиля "Вольво" ничего не обнаружено, - отвечает главный госинспектор. - Только оторванные крылья, лапки насекомых. Нас же интересуют они не мертвые, а живые.

Как уверены специалисты Россельхознадзора, расширение перечня подкарантинных товаров необходимо и подтверждается результатами мониторинга за последние годы. Вряд ли новые требования можно воспринимать как попытку ограничить ввоз подержанных авто. Для этого достаточно повысить таможенные пошлины (что, собственно, и делается).

- По-хорошему, надо проверять все машины, идущие через пункт пропуска. Но тогда граница просто встанет, - говорит Надежда Пименова. - В первую очередь наше внимание направлено на товары, указанные в перечне. До появления в документе требования проверять подержанные авто мы досматривали машины, идущие через границу с овощами-фруктами, растениями, древесиной.

Кстати

С начала года Россельхознадзор проверил около 280 тысяч транспортных средств. Было выявлено 863 случая карантинных объектов - в полтора раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

"Российская Бизнес-газета" №713 (29) от 4 августа 2009 г.