17.06.08

Нелегальную сборку задушат

Производить автомобили-«конструкторы» будет невыгодным

Правительственная комиссия приняла решение ввести запретительные таможенные пошлины на импорт кузовов легковых автомобилей. Если в настоящее время пошлины составляют 15% от стоимости кузова, то новая пошлина будет фиксированной – 5 тыс. евро.

Как заявила министр экономического развития России Эльвира Набиуллина, правительству было рекомендовано установить запретительные пошлины для борьбы с ввозом готовых автомобилей под видом комплектующих. «Это то, что составляет недобросовестную конкуренцию для промышленно-сборочных производств», – отметила министр.

Заместитель исполнительного директора «Объединения автопроизводителей России» (ОАР) Алексей Сереженкин заявил «Гудку», что запретительные пошлины помогут пресечь «гаражную» сборку автомобилей из импортных комплектующих. Нелегальные импортёры не хотят платить пошлину 25% за весь машинокомплект, как это предусмотрено законодательством, и поэтому используют различные схемы оптимизации таможенных платежей: ввозят комплектующие по разным накладным, на различных грузополучателей, рассказал представитель ОАР. Потом эти автомобили собирают и получают на них документы.

Каким образом регистрируются в ГИБДД подобные машины, Алексей Сереженкин пояснить не смог, заявив, что для него это остаётся загадкой.

В пресс-службе Федеральной таможенной службы (ФТС) «Гудку» заявили, что самое большое распространение теневой бизнес по ввозу «конструкторов» получил на Дальнем Востоке. В дальневосточные порты массово завозятся подержанные японские автомобили в разобранном виде и собираются уже в России.

«Во-первых, такие машины, собранные «на коленке», небезопасны, во-вторых, организаторы этого бизнеса практически в открытую уходят от налогов», – заявили в пресс-службе.

В разобранном виде в Россию завозят японские автомобили старше семи лет, потому что запретительные пошлины действуют только на них.

Ранее заместитель руководителя ФТС Татьяна Голендеева сообщала, что в Россию ввозится всё больше подержанных автомобилей. Если в 2004-м году было ввезено 33,7 тыс. машин, в 2005-м – 54,9 тыс., в 2006-м – 71,9 тыс.

Повышение пошлин на кузова существенно отразится на «отвёрточной» сборке китайских автомобилей в России, уверен аналитик инвестиционной компании «Открытие» Кирилл Таченников. В настоящее время сборкой китайских автомобилей Geely Otaka и ZX Landmark занимается завод «Автомобили и моторы Урала» (АМУР), завод Derways в Черкесске выпускает автомобили класса C Lifan и несколько моделей внедорожников, а компания «Ирито» организовала выпуск автомобилей Brilliance в Подмосковье. Лидер же отвёрточной сборки «китайцев» «Автотор» был вынужден прекратить производство автомобилей Chery после многочисленных скандалов, связанных с отсутствием локализации производства.

Производителям будет невыгодно продавать китайские автомобили, если они будут вынуждены уплачивать 5 тыс. евро таможенных пошлин за каждый кузов, отметил эксперт. Повышение цен на конечную продукцию также не выход, это может создать трудности со сбытом, добавил Кирилл Таченников.

«Гудок», 17.06.2008