24.04.08

Необходимо сочетание упаковочных и логистических процессов

Упаковочная индустрия в современном мире развивается очень высокими темпами, и по экспертным оценкам, мировой объем ее производства и связанных с ним услуг уже достиг 500 млрд. евро в год. Эти огромные затраты входят составной частью в общую стоимость упаковываемой продукции, образуя весомую долю маркетинговых и логистических затрат. Поддерживая маркетинговую функцию, упаковка несет на себе полезную информацию о товарной продукции, дает общее представление о ней, помогая ее продвижению и реализации потребителям.

Логистическая функция упаковки состоит в защите продукции от повреждений, порчи или утраты, обеспечении возможности формировать из нее унифицированные единицы потребления и транспортно-складские единицы, облегчая их идентификацию, распределение, учет в процессах хранения, транспортировки, сортировки и продажи.

Оптимальная упаковка способствует сокращению затрат на транспортировки и хранение продукции. Рационализация размеров упаковки, снижение собственной массы при сохранении ее качественных характеристик дают возможность не только улучшить использование грузоподъемности и вместимости кузовов транспортных средств, но и складских емкостей.

Однако упаковка (как потребительская, так и транспортно-складская) увеличивает массу товарной продукции. Чем дороже упаковка, тем выше ее доля в конечной цене реализуемой продукции. Нередко упаковка "паразитирует" на товаре, значительно увеличивая его цену. После реализации продукции упаковка, превращаясь в отходы, порождает затраты на сбор отходов (наиболее перспективен – раздельный), их сортировку, погрузку, транспортировку, разгрузку, переработку, утилизацию, защиту окружающей среды. Другими словами, необходим глубоко обоснованный логистический подход к выбору такой упаковки, которая обеспечивает оптимальное сочетание и учет всех ее "плюсов" и "минусов".

Во многих номерах журналов "Тара и упаковка" и "Логистика", издаваемых в России, постоянно приводятся убедительные примеры из практики российских и зарубежных фирм, свидетельствующие о том, как оптимальный выбор вида упаковки, ее цены, размеров и собственной массы позволяет уменьшить логистические затраты и при этом полностью удовлетворять требованиям защиты продукции и ее эффективного распределения. Приводятся примеры того, как некоторые компании благодаря рационализации упаковки своей продукции, с сохранением ее защитных и ряда других свойств, удается значительно снижать транспортно-складские затраты по продвижению этой продукции. Так, одна косметическая компания, заменив для упаковки шампуня пластиковые бутылки круглого сечения на такие же бутылки прямоугольного сечения, добилась существенной экономии транспортно-складских затрат.

Для стирального порошка одной фирмой были рационализированы размеры потребительской упаковки, что позволило укладывать в тот же ящик 14 вместо 12 коробок порошка. За счет этого уменьшилась потребность в картонных ящиках и сократились расходы по доставке, грузопереработке и хранению порошка. Стремясь к лучшему использованию грузоподъемности и вместимости кузовов транспортных средств, к процессам рационализации упаковки все активнее подключаются транспортные компании.

Логистический подход к потребительской упаковке касается не только оптимизации ее собственной массы и размеров, но также географии выполнения фасовочно-упаковочных процессов, а именно их максимального приближения к местам потребления упакованной продукции. Например, известно, что половина массы чая в фильтр-пакетиках приходится на его упаковку. В результате предприятия – импортеры чая, оплачивая таможенную пошлину, по сути вынуждены нести двойные расходы. Недавно крупнейший поставщик российского чайного рынка – компания Ahmad Tea построила в Подмосковье фасовочный завод для упаковки чая в фильтр-пакетики. Теперь компания, доставляя в Россию из Шри-Ланки лишь чайный лист, экономит на транспортных расходах и таможенных пошлинах. Таким же образом уже поступили другие участники российского чайного рынка – компании "Май", Unilever, "Орими Трейд" и ряд других.

Недавно в одном из номеров журнала "Логистика". Была напечатана статья "Мягкие вкладыши для универсальных контейнеров", в которой обоснована эффективность приближения тароупаковочных процессов к зонам потребления многих сыпучих продуктов (кофе-сырца, какао-бобов, круп и др.) путем их бестарной контейнерной доставки. В указанных зонах происходят их расфасовка в потребительскую упаковку и продажа. Благодаря такой логистической технологии достигается значительное снижение затрат.

Упаковка поддерживает такую важную логистическую функцию товародвижения, как штриховая и радиочастотная идентификация товаров в системах их распределения. Этой важнейшей функции посвящены многие статьи, публиковавшиеся за последние годы в журналах "Тара и упаковка" и "Логистика". Кстати, этой же логистической функции будет посвящен значительный раздел выставки "Этикетка/LabelShow-2008", которая пройдет в октябре этого года в Москве.

Таким образом, оптимальное сочетание и взаимосвязь упаковочных и логистических процессов стали важнейшими условиями становления и развития современного рынка товаров и услуг.

Игорь Смиренный - Гл. редактор журналов "Тара и упаковка" и "Логистика". Вице-президент Европейского института упаковки

Unipack.Ru; 23.04.08