18.11.21

Непродовольственная розница на три четверти остается импортной

По итогам 2020 года доля импортных товаров в ресурсах розничной торговли непродовольственными товарами (без учета продаж автомобилей и топлива) составила 74,9%, сообщили эксперты НИУ ВШЭ в своем исследовании «Импортная продукция: доля в розничных продажах».

В ВШЭ отмечают, что у Росстата регулярные данные о доле импорта в непродовольственной рознице ограничены лишь тремя позициями, на которые приходится менее 5% от всех продаж в этой группе. Это кожаная обувь (в 2020 году доля импорта в этой категории составила 86,9%), холодильники и морозильники (43,6%), стиральные машины (18,9%). Поскольку оценки Росстата не дают полной картины о доле импорта в непродовольственный рознице, в ВШЭ для расчетов использовали также данные таможни по импорту и сведения о начисленных таможенных пошлинах, о примененных торговлей наценках и доле реализации ввозимой продукции населению.

Выяснилось, что в 2020 году самая высокая доля импорта (из больших групп продукции) была в продажах автозапчастей (95%), игр и игрушек (92%), обуви (87%), телекоммуникационного оборудования (86%), одежды (82%). В меньшей степени импорт распространен в группе товаров бытовой химии и косметики (57%), а также спорттоваров (48%).

Полученные значения близки к данным, полученным на основе детальных таблиц Росстата «Затраты — Выпуск» (последние такие таблицы доступны за 2016 год). Так, в 2016 году из крупных товарных категорий (объемы продаж свыше 250 млрд руб. в год) самой высокой была доля импорта в товарных ресурсах обуви (86,6%) и одежды (86,1%). Лидерами по доле импорта в тот год были компьютеры (99,8%). В целом в 2016 году доля импорта в группе непродовольственных товаров была равна 74%.

В ВШЭ подчеркивают, что доля импорта в товарных ресурсах розничной торговли остается на устойчиво высоком уровне на протяжении последних лет, что связано со структурными особенностями товарного предложения. Существенное сокращение импорта в 2010-е годы наблюдалось лишь в категории крупной бытовой техники (стиральные машины, телевизоры и так далее) и автомобилей, что было связано с развитием сборочных производств в России.

Коммерсантъ