05.12.13

Нерасторопность таможни оплачивают в итоге жители Приморья

Нерасторопность таможни оплачивают в итоге жители Приморья – Николай Черентаев

Для ускорения оформления грузов ФТС нужно прежде всего "поковыряться в себе", считает приморский борец с коррупцией

Владивосток, 5 декабря, PrimaMedia. Нерасторопность таможни при оформлении импортных грузов ведет к прямым издержкам бизнеса, которые он, естественно, "перекладывает" на потребителей в Приморье и других регионах. Для того же, чтобы сроки нахождения товаров на складах временного хранения (СВХ) краевых пунктов пропуска были действительно сокращены, Федеральной таможенной службе (ФТС) следует прежде всего "поковыряться в себе", улучшить свою работу, а не искать "виноватых на стороне". Такое мнение в беседе с корр. РИА PrimaMedia высказал руководитель приморского представительства Национального общественного комитета по противодействию коррупции Николай Черентаев.

- Вот берем статистику по срокам оформления импортной мясопродукции в МПП "Восточный", учитывая при этом, что большая часть этого продовольствия идет на приморский рынок. Рефконтейнеры находятся на таможне и 10, и 14, и 16 суток, а иногда "зависают" и на более длительное время. Разумеется, все это время владельцы грузов платят и за склад, и за электроэнергию для питания контейнеров. Получаются издержки, которые потом оплатят наши жители, покупая это мясо в магазинах, - отметил Николай Черентаев, предоставив редакции копии документов.

По мнению собеседника агентства, плата за простой контейнеров на СВХ – по сути, своеобразный "косвенный налог", который также формирует стоимость товара для конечного потребителя.

- Одно непонятно – куда идут эти "налоговые поступления"? Ведь известно, что услуги СВХ оказывают и коммерческие структуры. То есть можно предположить, что "нерасторопность" таможенников – объективно "на руку" владельцам складов: дольше стоит контейнер – больше "капает" денег, - сообщил приморский борец с коррупцией.

Вместе с тем инициативы ФТС по "проталкиванию" экспериментов в приморских пунктах пропуска "Восточный" и "Пограничный", отмечает Черентаев, аргументируются именно тем, что передача таможенникам полномочий санитарного и ветеринарного контроля продовольственного импорта-экспорта должна существенно сократить время оформления грузов.

- Я думаю, что прежде чем дать "добро" идее таможенников, компетентным господам нужно просто взять отчетность и посмотреть – сколько времени тратят на оформление грузов непосредственно сотрудники ФТС, а сколько – сотрудники других ведомств. И еще посмотреть, как перемещается среднестатистический контейнер, допустим, с судна на СВХ и далее. А просто говорить о том, чтобы свести всех "контролеров" в одну службу – в данном случае, ФТС – и надеяться, что это решит проблемы, я считаю, совершенно несерьезно, - считает Николай Черентаев.

Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, Федеральная таможенная служба России (ФТС) подготовила проект указа президента РФ, согласно которому предлагается – в виде эксперимента - возложить все функции контроля за грузами участников внешнеэкономической деятельности в двух пунктах пропуска в Приморье исключительно на таможенников. С 1 сентября 2014 года, считает ФТС, в пунктах пропуска "Пограничный" и "Восточный" импорт-экспорт не должны контролировать ни санитары, ни ветеринары.

Ранее представители Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) заявляли: задержки грузов в пунктах пропуска – не "их рук дело", а именно санитаров, ветеринаров и даже самих участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

"Мы сократили все задержки до минимума и выпускаем декларацию в короткий срок. Время полного оформления груза сократилось с 14-ти до 10 дней. Но нередко бывает так, что у нас все оформлено, однако перевозчик держит груз на складе, пока с ним не расплатятся. Но нашей-то вины в этом нет. Проблема в несогласованности действий самих участников внешнеэкономической деятельности", - сообщала пресс-служба ДВТУ.

Вместе с тем, как ранее сообщало РИА PrimaMedia, даже 10-тидневное нахождение контейнера на складе временного хранения (СВХ) обходится грузополучателю в "кругленькую" сумму. В связи с этим странно было бы предполагать, что участники ВЭД в массе несут такие издержки из-за собственной неорганизованности.

Отметим также, что по информации пресс-службы терруправления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, в морском пункте пропуска "Восточный" – где таможенники и планируют провести свой эксперимент - импортный груз, подконтрольный госветнадзору, оформляется ветеринарами в среднем за 3 часа. В АПП "Пограничный" это время еще меньше – в среднем 19 минут.

Также напомним, что летом этого года в ходе визита в Приморский край первого вице-премьера Игоря Шувалова под его председательством состоялось совещание в Восточном порту (Находка). В ходе совещания Шувалов, в частности, заявил, что в России оформление грузов на таможенных постах "должно быть как в первоклассных портах – занимать сутки-двое".

Вместе с тем, как сообщил источник агентства из краевой администрации, на совещании представителями таможни были озвучены данные о "реальном положении дел". Так, среднее время, которое контейнер проводит в порту, составило в июне этого года немногим более 10 дней, сообщили вице-премьеру таможенники.

По словам источника, в прошлом году сроки нахождения контейнеров в порту были еще больше (до 15 дней), что и дало повод приморским таможенникам сообщить и Шувалову, и общественности о "положительной динамике" в выполнении мероприятий дорожной карты "Совершенствование таможенного администрирования".

Вместе с тем, как ранее сообщало агентство, председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил министрам финансов и юстиции совместно с Федеральной таможенной службой, Высшим арбитражным судом РФ и Генеральной прокуратурой РФ разобраться с тем, что творится на таможнях Дальнего Востока. Это стало прямым следствием общения президента Путина с представителями бизнеса Приморья на совещании во Владивостоке 31 августа 2013 года.

Prima­Media