03.06.13

Незаконное бремя таможенных представителей

Административные барьеры от таможенных органов - это нормальная реальность российского бизнеса. Сегодня мы хотели рассказать о небольшой победе бизнес-сообщества в этой борьбе на судебной арене.

Нередки случаи, когда таможенные органы после выпуска товаров выставляют требования об уплате таможенных платежей одновременно в адрес декларанта и таможенного представителя. Происходит это в результате того, что таможенный орган, воспользовавшись своим правом, провел мероприятия по таможенному контролю в течение трех лет с момента выпуска товаров и обнаружил какие-либо недостатки, послужившие основанием для доначисления таможенных платежей.

Указанные требования об уплате большей частью всегда вызывали негодование у таможенных представителей, ведь таможенный представитель добросовестно выполнил свои обязанности по декларированию товаров, декларант добросовестно уплатил все необходимые сборы, пошлины и налоги, а таможенный орган проверил достоверность заявленных в декларации сведений и выпустил товар. На первый взгляд, идеальная хрестоматийная ситуация, если не считать, что в течение трех лет с момента выпуска товаров таможенные платежи могут быть доначислены…

Если брать в расчет и тот факт, что в течение трех лет после выпуска товара декларант может быть ликвидирован, неплатежеспособен или мало еще по каким причинам не сможет погасить свою вновь возникшую задолженность перед государством, возникает вопрос: почему таможенный представитель должен платить за все это удовольствие? Ведь сумма платежей может в разы, даже в десятки раз превышать сумму того вознаграждения, которую получил таможенный представитель за оказание своих услуг.

С одной стороны, статьи 60 и 150 Федерального закона о таможенном регулировании устанавливают солидарную ответственность декларанта и таможенного представителя по уплате таможенных платежей. С другой стороны, статья 60 данного закона устанавливает ограничения на данную солидарную ответственность. А именно: «При декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.»

Ключевым моментом в данной норме является временной отрезок, в течение которого у таможенного представителя существует солидарная с декларантом обязанность по уплате таможенных платежей. Эта обязанность возникает с момента начала процедуры декларирования и заканчивается при выпуске товаров. Иными словами, после выпуска товаров доначисленные таможенные платежи должен оплачивать декларант.

Указанная позиция также поддерживается Высшим Арбитражным судом Российской Федерации. В ожидаемом в ближайшее время Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» должны быть расставлены последние точки над «i» в данном вопросе.

В данном Постановлении Высший Арбитражный суд указывает, что в соответствии со статьей 99 ТК ТС и частью 2 статьи 164 Закона о таможенном регулировании срок проведения таможенными органами таможенного контроля после выпуска товаров ограничен тремя годами, исчисляемыми со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Следовательно, в случае выявления по истечении указанного трехлетнего срока вышестоящим таможенным органом в ходе ведомственного контроля за деятельностью нижестоящего таможенного органа факта неполной уплаты таможенных платежей, таможенный орган не вправе направлять декларанту (покупателю товара) требование об уплате таможенных платежей.

Вместе с тем, если факт неполной уплаты таможенных платежей был выявлен вышестоящим таможенным органом в пределах трехлетнего срока осуществления таможенного контроля, он вправе, руководствуясь статьей 24 Закона о таможенном регулировании, отменить или изменить решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа, не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, и направить декларанту требование об уплате таможенных платежей и пени в соответствии со статьями 151 и 152 названного закона.

Таким образом, Высший Арбитражный суд указывает, что при обнаружении в ходе мероприятий по таможенному контролю после выпуска товаров фактов, дающих основания доначислить таможенные платежи, такие платежи должны быть оплачены декларантом на основании выставленного требования и никем иным.

Положительная практика на данный счет также уже формируется в Тринадцатом арбитражном апелляционном суде, в частности, в таком ключе высказались судьи по делу №А56-61426/2012. Поэтому остается надеяться, что указанные судебные акты повлияют на работу таможенных органов, ведь таможенные представители всегда могут обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов!

ПРОВЭД