07.07.16

Новая веха в жизни Читинской таможни

2016 год в таможенных органах России проходит под знаком 25-летия основания Федеральной таможенной службы. Этой дате посвящены многочисленные спортивные соревнования, творческие мероприятия, встречи. Вписалась в ряд юбилейных мероприятий и беседа коллектива «Забайкалки» с начальником Читинской таможни Константином Стародубцевым, посетившим редакцию издания в преддверии профессионального праздника.

Зеленый свет туристам

— Константин Юрьевич, с какими результатами читинские таможенники подошли к юбилею службы?

— По выполнению показателей мы идем не хуже, чем в прошлом году. При этом важно понимать, что санкции со стороны Европы сохранялись в течение года. В этих условиях мы собрали 6,3 миллиарда рублей таможенных платежей, опережая прошлогодние показатели почти на 400 миллионов рублей. Предполагаем, что нынче, если не случится ничего сверхъестественного, соберём порядка 13 миллионов рублей, превысив прогнозные и плановые задания 2015 года на 700 миллионов. Это довольно существенная цифра.

Радует, что сохранились позиции на железнодорожном и автомобильном пунктах пропуска «Забайкальск», как двух основных на Читинской таможне. Объёмы их работы не падают, но и не растут. Конечно, по-прежнему в работе не без трудностей. Необходимо решить ряд вопросов, чтобы сократить время нахождения транспортных средств, грузов в пунктах пропуска, с этой же целью следует пересмотреть определенные технологические операции. Пункт пропуска привлекателен тогда, когда время нахождения на нем сокращено до минимума.

Многое мы стараемся делать для расширения пассажирского туристского направления МАПП «Забайкальск». На одном участке пункта пропуска отдельно выделили движение туристического потока для автобусов. Сегодня порядка 40-60 автомобилей с гражданами более свободно проходят пост без каких-либо рисков для коммерции. В связи с этим количество нареканий значительно снизилось. Кроме того, мы продолжаем вести переговоры с китайскими товарищами по расширению туристского направления для водителей легкового транспорта, чтобы и они быстрее проходили границу. Есть заинтересованность у китайской стороны в создании туристического потока по нашему железнодорожному направлению. Свои предложения по этому вопросу мы озвучивали правительству региона.

— Вы возглавляете Читинскую таможню сравнительно недавно — один год. Вам, как новому человеку, лучше видны не только слабые, но и сильные стороны работы ведомства. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы?

— Обычно говорят, что все упирается в деньги… Основная причина наших проблем заключается в реорганизации тех или иных структур, отвечающих за инфраструктуру пунктов пропуска. Сегодня мы с надеждой ждём завершения реорганизации Росграницы. Возможно, тогда федеральный центр обратит внимание на развитие МАПП «Забайкальск», где требуется второе сопряжение грузовых направлений. Нововведение позволит решить различные технические проблемы, уменьшить сроки нахождения автомобильного грузового транспорта на территории пункта пропуска и самое главное — дополнительно ввести ворота для пассажирского направления. Это позволит увеличить скорость прохождения пункта пропуска в два раза.

— Константин Юрьевич, как Вы решили связать свою жизнь с таможенным делом?

— Случайно. После окончания института в 1995 году работать было негде, я пошел в таможню, где и остался до настоящего времени. В 2003 году я окончил Российскую таможенную академию. Какие бы моменты в жизни ни происходили, я ни минуты не жалел, что служу таможенником. Стоит отметить, что сама служба предоставляет много возможностей. Когда бы я мог оказаться в Чите, в Забайкальском крае? Как говорят, государь сказал, где служить, вот и служим.

— В январе 2014 года забайкальский таможенный пост пересекал французский путешественник — кинематографист Николя Ванье. Это был первый случай, когда забайкальскую границу проходили с ездовыми собаками. Подобные экстраординарные случаи были в вашей практике?

— Из ряда вон выходящих случаев не припомню… Несколько лет назад забайкальский таможенный пост пересекал зоопарк. У каждого животного есть свой паспорт. Сличать зверя с фотографией достаточно сложно… Вообще, ежедневно на каждом пункте пропуска происходит что-то интересное, но это становится для нас обыденностью. При резонансных задержаниях мы можем увидеть наших сотрудников по федеральному телевидению. Темой сюжетов становилось задержание крупной партии наркотиков, лап медведей, хвостов оленей, мускуса кабарги, нефрита.

— Когда приезжаешь в зарубежные страны, иностранные таможенники встречают тебя с улыбкой, а наши, когда возвращаешься домой, смотрят как на врага народа. Почему такое отношение к соотечественникам?

— Бороться с хамством можно одним методом — увольнением. В таком случае возникает другая проблема — кадровая. Многие молодые люди желают поступить на службу, но у них нет опыта работы. Им бы года три поработать на разных пунктах пропуска, чтобы набраться опыта, почувствовать, что такое граница, а потом уже на международный автомобильный или железнодорожный пункт пропуска. В 2015 году много должностных лиц было уволено, найти им замену не так просто. Ведь не все хотят служить, сказывается специфика профессии. Сотрудники работают сутки через трое, через пункт проходит порядка двух с половиной тысяч человек, плюс условия жизни довольно непростые. При этом каждую неделю у нас происходит ЧП, к примеру, турист пересекает границу в пьяном состоянии или возникает недопонимание. Не скажу, что мы не боремся с невежеством, мы работаем над этой проблемой…

Оружие не провезут

— Читинская таможня одна из крупнейших и старейших в Сибири. Кто сегодня стоит на страже правопорядка на границе?

— Читинская таможня огромная даже по меркам России. Действует восемь пунктов пропуска: четыре на российско-китайском участке границы и столько же на российско-монгольском. Не хватает только морского и речного пунктов… Коллектив у нас профессиональный, средний возраст специалистов — 30-35 лет. Это грамотные люди: экономисты, юристы, историки. Что бы хотел сказать о руководителях, которые находятся в моем подчинении, — это сильные люди, которые умеют работать, слышать проблемы своего коллектива. Трудностей, конечно, хватает, как и в любом другом месте, где много работы.

— Значимыми задачами таможенников остаются противодействие правонарушениям и преступлениям. Какие из происшествий вызвали широкий резонанс?

— В 2015 году прошло серьёзное задержание крупной партии синтетических наркотиков. Как правило, в подобных случаях криминальные группировки используют людей, которые не догадываются о том, что везут. Был случай, когда одна женщина, заявившая, что перевозит чистящие средства, решила доказать сотрудникам, что вещество не является наркотиком и попробовала его. В результате её увезли на «скорой». Позже эксперты сообщили, что это был сильнейший наркотик.

В этом году специалисты подразделений дознания возбудили 25 уголовных дел, в частности, по экспорту лесоматериалов, ввозу и вывозу за границу денежных средств, перемещению строительной техники.

— Насколько эффективно в деятельности таможни используются собаки?

— Кинологическому отделу отводится большая роль в правоохранительной деятельности. У нас службу несут 37 собак: овчарки, спаниели, лабрадоры. Каждая порода имеет свои преимущества. У овчарок устойчивая психика, они выносливы, умны, незаменимы во время патрулирования. Спаниели — это охотничьи собаки, которые обладают очень хорошим чутьем. К тому же маленькие размеры позволяют им работать в труднодоступных местах: досматривать автобусы, фуры, груженные фруктами и товарами народного потребления, железнодорожные составы. Лабрадоры очень выносливы, контактны и дружелюбны. Они хорошо подходят для работы в аэропорту, а также на вокзале. В настоящее время для кинологического отдела приобретаются новые собаки. С начала года кинологов привлекали к таможенному контролю 1426 раз, досмотрено более 358 тысяч единиц багажа. Собаки выявили четыре факта перевоза сильнодействующих веществ, среди которых сибутрамин, трамадол, фенобарбитал. Их общий вес — 51,92 грамма.

— Забайкальскую границу пересекает много транспортных средств, в которых можно скрыть контрабанду. Какая техника используется для сканирования автомобилей, грузов?

— В пункте пропуска МАПП «Забайкальск» работает два автомобильных инспекционно-досмотровых комплекса (ИДК) и один стационарный ИДК. В ближайшее время планируется начать строительство стационарного инспекционно-досмотрового комплекса на ЖДПП «Забайкальск».

В течение года в результате сканирования автомобилей удалось обнаружить нефрит, золото и хвосты оленя.

— Пытаются ли перевозить через границу оружие?

— В последнее время случаев перевоза оружия не было. В прошлые годы наши специалисты находили отдельные патроны, гильзы, но таких примеров единицы. Везут средства для скрытой съемки информации, видеонаблюдения, шпионажа. Литературы экстремистской пока не выявляли.

— Константин Юрьевич, поскольку встреча проходит в преддверии профессионального праздника. Скажите, что Вы желаете своим коллегам?

— Прежде всего счастья — обычного человеческого в семье. Чтобы дети не болели. В профессии же желаю удачи, как говорят, операм — оперской, а нам — обычной.

Забайкальский рабочий