Новое в таможенном законодательстве ЕАЭС
Ирина Дмитриевна Поршнева, консультант по таможенному законодательству «Альта-Софт»
Как известно, 11 апреля 2017 года последнюю, пятую подпись под Договором о Таможенном кодексе ЕАЭС поставил Президент Республики Беларусь. Таким образом, была завершена процедура подписания Договора. До вступления в силу Договор должен быть ратифицирован всеми государствами – членами ЕАЭС. От быстроты завершения процедуры ратификации будет зависеть срок вступления в силу кодекса. По мнению некоторых экспертов, срок вступления в силу может быть перенесен на 1 января 2018 г. Но и не исключена вероятность начала применения кодекса с 1 июля 2017 г., как это было заявлено ранее.
На выбор даты вступления в силу может повлиять и еще один фактор. Дело в том, что ТК ЕАЭС существенно расширяет полномочия ЕЭК по принятию решений в развитие кодекса. Некоторые из них должны вступить в силу одновременно с ТК. Таких решений несколько десятков, все они в настоящее время находятся на стадии разработки. К моменту вступления кодекса в силу также должно быть приведено в соответствие ему национальное таможенное законодательство государств ЕАЭС.
12 и 13 апреля 2017 г. в Московской торгово-промышленной палате (МТПП) состоялся семинар, на котором рассматривались отдельные аспекты применения Таможенного кодекса ЕАЭС.
Семинар открыла Заместитель Руководителя ФТС России Голендеева Татьяна Николаевна. Она обозначила основные нововведения, которые были заложены в ТК ЕАЭС.
Выступающие на семинаре представители ЕЭК и ФТС России подробно остановились на изменениях в таможенном законодательстве ЕАЭС в связи с принятием Таможенного кодекса.
Начальник отдела Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК М. В. Искоскова рассказала об изменениях в порядок таможенного декларирования товаров и применения таможенных операций. В новом Таможенном кодексе приоритетным является электронное таможенное декларирование; письменное декларирование применяется только в определенных случаях (например, в отношении товаров для личного пользования, товаров, пересылаемых в МПО и др.). Также в ТК закреплена норма автоматической регистрации декларации, а в дальнейшем и автовыпуска ее. Кодексом устанавливается юридическая норма, предоставляющая возможность подачи декларации без предоставления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена. Акцент переносится на постконтроль.
Еще одной новацией является использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, что упрощает взаимодействие между госорганами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность, и участниками ВЭД.
Таможенный кодекс также оптимизирует порядок предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС. Определены 2 вида информации: обязательная информация и информация, предоставляемая для упрощения и ускорения таможенных операций. Для применения этой нормы необходимо принятие решений ЕЭК, которые должны будут определить состав информации и порядок ее представления.
Таможенным кодексом ЕАЭС унифицированы особенности таможенного декларирования товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде, а также применение неполного и периодического таможенного декларирования. ТК ТС переносил порядок применения этих норм на национальное законодательство государств ЕАЭС.
Существенное изменения претерпели главы ТК о применении таможенных процедур.
Во-первых, в кодекс включены все процедуры (специальные, свободная таможенная зона, свободный склад), которые ранее были отнесены на национальное законодательство.
Во-вторых, все статьи структурированы и содержат исчерпывающие сведения, необходимые для применения той или иной процедуры.
В-третьих, конкретизированы отдельные нормы и термины применения процедур переработки, временного ввоза, магазина беспошлинной торговли.
Заместитель начальника отдела декларирования ГУОТОиТК ФТС России А. В. Овчинников более детально остановился на изменениях законодательства в части таможенного декларирования и совершения таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией и отзывом таможенной декларации. В частности, время регистрации ДТ будет сокращено до 1 часа (действующая норма 2 часа), а сроки выпуска товаров составят 4 часа с момента регистрации декларации.
Устанавливается возможность выпуска товаров под обеспечение уплаты таможенных платежей в случае, если таможенный контроль, начатый до выпуска товаров, не завершен.
Важным моментом является то, что с введением нового кодекса не будет меняться Инструкция по порядку заполнения деклараций.
О новациях функционирования института Уполномоченного экономического оператора рассказала Н. Г. Ковригина , начальник отдела ГУОТОиТК ФТС России. В ТК ЕАЭС институту УЭО посвящена отдельная глава. Основные нормы осуществления деятельности перенесены с национального на наднациональный уровень. Изменился подход к порядку включения юридических лиц в реестр УЭО. Уполномоченным экономическим оператором могут быть как лица, осуществляющие ВЭД, так и лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела (владельцы СВХ, таможенные представители и т.п.). Установлены 3 типа УЭО в зависимости от применения ими различных специальных упрощений и, соответственно, различны условия включения юридических лиц в реестр.
Советник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России И. А. Чижова остановилась в своем выступлении на изменениях, вносимых ТК ЕАЭС в части совершенствования порядка уплаты таможенных платежей. В связи с введением приоритетной нормы по электронному декларированию товаров и электронному документообороту дальнейшее развитие получит возможность удаленной уплаты таможенных платежей.
В кодексе предусмотрен порядок выпуска товаров до подачи ДТ не только уполномоченными экономическими операторами, но и иными участниками ВЭД (правда, в этом случае, под обеспечение уплаты таможенных платежей). Кстати, кодексом предусматривается возможность предоставления обеспечения уплаты платежей не только декларантом, но и таможенным представителем.
В ТК также включен порядок, регламентирующий применение специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин. В действующем законодательстве этот порядок определяется Соглашением государств ЕАЭС.
Кодексом введена новая норма по принятию предварительного решения о происхождении товара.
Все выступающие высказали пожелание участникам ВЭД, а также всем заинтересованным лицам, более детально ознакомиться с текстом ТК ЕАЭС, а также решениями ЕЭК в развитие кодекса, проекты которых публикуются на сайте комиссии.