24.06.09

Новосибирская таможня рекомендует: не спешите c жалобой в суд

Несмотря на предусмотренную законодательством возможность обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в вышестоящие таможенные органы, большинство лиц предпочитают судебный порядок обжалования. Новосибирская таможня пытается эту ситуацию изменить путем активной разъяснительной работы.

Преимуществ у ведомственного обжалования сразу несколько: - Простая процедура обращения. В соответствии со ст. 50 ТК РФ к жалобе подаваемой в таможенный орган не нужно прикладывать документы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в жалобе, если эти документы имеются в таможенном органе.

- Свободная форма изложения жалобы. При обращении в арбитражный суд в соответствии со ст. 198 АПК РФ надлежит доказать, что оспариваемый правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному правовому акту, нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают препятствия для осуществления предпринимательской деятельности. Для подачи жалобы в таможенный орган такой мотивировки приводить не нужно.

- Быстрые сроки рассмотрения жалобы. В соответствии со ст. 55 ТК РФ жалоба, поданная в таможенный орган, должна быть рассмотрена в течение 1 месяца со дня ее поступления.

- Основания для возврата жалобы минимальны. В отличие от порядка, предусмотренного АПК РФ, подача жалобы в ненадлежащий таможенный орган (неуполномоченный рассматривать жалобы) не влечет ее возврат, жалоба будет направлена для рассмотрения в орган, уполномоченный ее рассматривать.

- За подачу жалобы не уплачивается государственная пошлина. Ведомственный порядок обжалования не лишает возможности последующего обращения в суд.

Все удовлетворенные жалобы рассматриваются в рамках проводимых начальником таможни совещаний, на которых проводится анализ причин и условий, способствующих совершению нарушений таможенного законодательства, с целью их устранения принимаются меры организационного характера, к виновным должностным лицам применяются соответствующие меры воздействия.

К.Б. Калинина, начальник правового отдела Новосибирской таможни: «Преобладающее большинство жалоб по-прежнему сохранилось за жалобами, предметом которых являлись решения, действия (бездействие) таможенных органов и/или должностных при декларировании и выпуске товаров. Причинами, способствующими принятию необоснованных решений должностными лицами таможни, является недостаточное взаимодействие таможенных постов и функциональных подразделений таможни и, как показывает практика, не всегда при принятии решений уделяется должное внимание анализу представленных при таможенном оформлении документов, правовой аргументации принимаемых решений, что приводит к нарушениям таможенного законодательства и к жалобам».

Разъяснительная работа, проводимая Новосибирской таможней, дает свои плоды: если в 2007 году в таможню поступило всего 6 жалоб, то в 2008 – уже 21 жалоба. С начала 2009 года в Новосибирскую таможню поступило 6 жалоб, что на 2 жалобы больше, чем за аналогичный период прошлого года. Тем не менее, это довольно низкий показатель в сравнении с количеством исков на действия или бездействия должностных лиц Новосибирской таможни и ее постов, поданных в суд. С начала 2009 года в суд было подано 34 таких иска.

Подробную информацию о порядке обжалования решений действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц можно получить в правовом отделе Новосибирской таможни по телефону «горячей линии»: (8-383) 278-76-16.

Пресс-служба ФТС РФ ; 24.06.09