15.02.08

Новые правила ФТС потребуют от операторов дополнительных расходов

Введенные в этом году новые правила таможенного оформления порожних контейнеров обернулись дополнительными расходами для российских транспортных компаний. Крупные операторы парка собственных контейнеров оценивают непредвиденные потери в несколько миллионов долларов в год на компанию. Эксперты полагают, что в результате операторы просто выведут все контейнеры со своего баланса на зарубежные структуры.

Вчера гендиректор транспортной группы FESCO Евгений Амбросов, выступая в Риге на железнодорожном бизнес-форуме "Стратегическое партнерство 1520: Балтийский регион", сообщил, что с января 2008 года у отечественных операторов контейнерных перевозок существенно выросли расходы на таможенное оформление порожних контейнеров. По новым правилам, отечественные экспедиторы обязаны оформлять временный вывоз порожнего контейнера при пересечении границы. По словам Евгения Амбросова, стоимость этой операции с учетом дополнительных процедур таможенного досмотра составляет $100-150 за каждый контейнер.

Как пояснил "Ъ" вице-президент FESCO по линейно-логистическому дивизиону Сергей Костян, соответствующий приказ Федеральной таможенной службы (ФТС) вышел в последние дни 2007 года без предварительного уведомления перевозчиков. По словам топ-менеджера, названная господином Амбросовым сумма складывается из оплаты таможенного сбора, который исчисляется из балансовой стоимости контейнера, стоимости услуг таможенного брокера, а также работы портовых служб, которые должны по требованию таможни выставлять контейнеры для досмотра на специальной территории. FESCO еженедельно отправляет за рубеж порядка 500 порожних контейнеров. Таким образом, с января компания несет непредвиденные расходы в объеме $200-300 тыс. в месяц, что в пересчете на годовой объем может составить $2,4-3,6 млн.

По словам Сергея Костяна, приказ ФТС был призван лишить иностранных экспедиторов возможности применять схему, при которой груженый контейнер беспошлинно ввозился на территорию России, а затем продавался внутри страны. "Но в результате именно мы попали в крайне невыгодное положение по сравнению с иностранными владельцами контейнеров, которые оформляют свою транспортную логистику по международным правилам и ничего не платят",-- поясняет Сергей Костян. Он говорит, что с аналогичными проблемами столкнулся и другой крупный оператор парка собственных контейнеров -- ОАО "Трансконтейнер". Руководители последнего вчера вечером были на переговорах и не смогли дать комментариев.

Аналитик Банка Москвы Михаил Лямин считает, что дополнительные расходы не должны сильно подпортить финансовую отчетность FESCO и "Трансконтейнеру", учитывая большой объем их выручки. "Но в любом случае эти затраты перейдут в стоимость перевозки, а затем в конечную стоимость продукции",-- отмечает эксперт. "Фактически таможня выталкивает российские контейнеры за рубеж",-- полагает глава исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов, поясняя, что операторам теперь будет еще выгоднее, чем раньше, поставить все свои контейнеры на баланс своих зарубежных дочерних компаний.

Коммерсант 15.02.08