07.09.07

Новый порядок распределения квот защитит инвестирование в отечественную мясную отрасль

В конце августа 2007 года в Министерстве экономического развития и торговли РФ состоялось очередное заседание Консультативного совета по мониторингу импорта мяса домашней птицы, говядины и свинины. В совет входят руководители профильных департаментов МЭРТ, Минсельхоза, ФТС, ФАС, депутаты Государственной Думы, а также представители отраслевых союзов и ассоциаций – Мясного союза России, Национальной Мясной Ассоциации, Росптицесоюза, Ассоциации операторов российского рынка мяса птицы.

Основным вопросом заседания стало обсуждение проекта Постановления Правительства изменяющего порядок распределения квот на импорт мяса в Россию в 2008 и 2009 годах.

О грядущих изменениях рассказывает Руководитель исполнительного комитета Национальной Мясной Ассоциации Сергей Евгеньевич Юшин:
Сергей Евгеньевич, чем вызвана необходимость внесения изменений в действующий порядок распределения квот?
Необходимость изменения подходов в распределении объемов говядины, свинины и мяса птицы, устанавливаемых для ввоза в Российскую Федерацию, активно обсуждалась между отраслевыми ассоциациями и профильными ведомствами последние несколько месяцев. Мясная отрасль России заметно изменилась с начала применения мер тарифного регулирования в отношении импорта мяса в 2003 году. Особенно существенные качественные сдвиги в отечественном производстве наметились в связи с реализацией приоритетного проекта "Развитие АПК". Создаются десятки современных комплексов индустриального типа, работающих по самым передовым технологиям, оснащенные лучшим мировым оборудованием. Мы нацелились на производство действительно конкурентоспособной продукции. Не секрет, что первоначальный импульс многомиллиардным инвестициям был дан именно квотированием поставок мяса. Многие импортеры сегодня или уже сами производят мясо в России, или приступили к созданию производственных мощностей.

Сами по себе объемы импортного мяса, необходимого российскому рынку в ближайшие годы в рамках тарифных квот, рассчитаны довольно точно. Однако существующий механизм распределения квот, когда для сохранения своего права на ввоз мяса с уплатой пониженной таможенной пошлины поставщики находятся в состоянии постоянной гонки, приводит к увеличению сверхквотного ввоза, периодическим глубоким провалам или резким взлетам цен на оптовом рынке. Нестабильность и крайняя волатильность стали негативно сказываться на оценках перспектив отечественного производства и дальнейших инвестициях. А "благодаря" действующему механизму, тарифные квоты по сути перестали быть сдерживающим фактором для импорта, что особенно заметно на примере говядины, объем ввоза которой в первой половине этого года на 50% превышает импорт за тот же период прошлого года. В результате к середине года мы получили 30%-е падение оптовых цен на мясо крупного рогатого скота и свинину, снижение рентабельности в свиноводстве на фоне растущих цен на корма, увеличение сроков окупаемости создаваемых свинокомплексов и ферм. Действующий механизм распределения квот перестал быть эффективным инструментом регулирования рынка, и тем более не отвечает интересам инвесторов в российский АПК. Поэтому возникла необходимость корректировки подходов.

В чем суть готовящихся изменений?
Чтобы избежать излишней, вынужденной и неоправданной с экономической точки зрения соревновательности между импортерами по принципу "кто больше привезет, тот больше и получит", предлагается закрепить за импортерами 2005 и 2006 годов их долю в объеме квот 2007 года пропорционально ввозу ими мяса в 2005 и 2006 годах. То есть, независимо от того, сколько говядины, птицы или свинины они привезут в 2007 или 2008 годах, их доля в рамках распределяемых объемов будет неизменна и будет соответствовать их среднеарифметической доле в поставках 2005-2006 годов. Исчезает необходимость наращивать импорт для сохранения доли в объеме тарифных квот или ее увеличения в ущерб отечественному рынку и экономике собственной компании. У поставщиков остается один основной стимул к импорту – экономическая целесообразность и реальная потребность на рынке. То есть, если я рассчитываю получить прибыль от импорта, то и везу. Если же поставка сулит убыток, то ничто меня не заставляет заключать контракт. А ведь на протяжении нескольких месяцев в этом году многие импортеры вынужденно везли говядину себе в убыток, чтобы только не лишиться права ввоза по пониженной ставке в будущем. Ну ладно, сами они несут осознанные потери, но ведь и перспективы мясной отрасли в результате становятся крайне неясными из-за снижения оптовых цен на российском рынке.

Не приведет ли это к дефициту мяса на отечественном рынке?
Импорта будет поступать ровно столько, сколько нужно будет для стабильного функционирования мясопереработки и потребительского рынка. Как только будет возникать угроза дефицита или заметного сокращения предложения и последующего роста цен, отгрузки будут активизироваться. Если же на рынке будет наблюдаться превышение предложения над спросом, и цены начнут падать, можно смело сократить или даже приостановить отгрузки и пересидеть неблагоприятную конъюнктуру без риска потерять квоты в будущем. Временное сокращение импорта приведет к стабилизации цен. Разумеется, никакая система не может уберечь нас от неграмотных и непрофессиональных действий отдельных компаний или изменяющейся конъюнктуры мирового рынка, но в целом ситуация будет более прогнозируемой и позитивно отразится на перспективах собственного производства. Мы минимизируем возможность как затоваривания, так и избытка предложения.

Не приведут ли предлагаемые изменения к монополизации рынка поставок мяса?

Под монополизацией принято понимать наличие крайне ограниченного числа операторов в определенном виде бизнеса. Сегодня в области импорта мяса из дальнего зарубежья (а ведь есть еще и СНГ, и поставки внутри России) активно работает около 300 компаний. Есть как крупные фирмы, так и мелкие поставщики, специализирующиеся на импорте специфического сырья для конкретных потребителей. Но ни один импортер не контролирует более 15% рынка. Так что конкуренции достаточно. При существующей системе, пожалуй, шансов на постепенную монополизацию у ряда крупных фирм было бы больше, так как они в отличие от средних и малых предприятий они могут выдержать финансовый прессинг на падающем рынке, а вот малый бизнес, думаю, постепенно бы сворачивался. К тому же, как и прежде, любой новый участник внешне-экономической деятельности может без ограничений ввозить мясо по повышенной ставке. Просто стимулы для расширения такой деятельности исчезают. Выгодно – повезут, невыгодно – так и не для чего нести убытки. В какой стадии сейчас находится проект?

Проект постановления уже направлен на согласование в профильные ведомства. На Консультативном совете в августе обсуждение с участием представителей ФАС, ФТС, МЭРТ, Минсельхоза, отраслевых союзов и ассоциаций проходило в заинтересованной, рабочей атмосфере. Нужно было взвесить все "за" и "против". Было заметно, что в целях и возможных последствиях все хотят разобраться досконально. Проект был поддержан. Ведь от его скорейшего согласования, без преувеличения, зависит не только ситуация на мясном рынке до конца года, но и перспектива развития как непосредственно мясного производства, так и будущих инвестиций в инфраструктуру мясной отрасли – транспортировку, убой и переработку, хранение и реализацию, науку и информационное обеспечение. Так что государство должно быть заинтересовано в его скорейшем принятии. Мы рассчитываем, что правительство может принять постановление уже в начале октября.

Meatinfo.ru; 07.09.07