12.05.05

Новый заслон иномаркам

Чиновники меняют правила игры на автомобильном рынке. Они хотят ограничить ввоз иномарок старше пяти лет, удешевив импорт относительно новых машин.

19 мая правительство обсудит перспективы российского автопрома. Как сообщил Ведомостям сотрудник Минпромэнерго, его ведомство уже согласовало и внесло в правительство план мероприятий по развитию отрасли до 2008 г. В числе прочего ведомство Виктора Христенко предлагает изменить пошлины на ввоз подержанных иномарок. Сам Христенко рассказал вчера, что под действие запретительных пошлин попадут автомобили старше пяти лет, а не с семи, как сейчас. А сотрудник Минпромэнерго добавляет, что предложено снизить и возраст новых автомобилей с трех до одного года. В результате для автомобилей старше одного года ставки снизятся (см. таблицу). Но общая шкала ставок при этом не изменится, добавляет он.

Задуматься над повышением пошлин чиновников заставил рост импорта подержанных иномарок. Сотрудник Минпромэнерго указывает, что в первом квартале их ввоз вырос почти в полтора раза по сравнению с январем-мартом прошлого года. Президент Объединения автопроизводителей России Евгений Левичев добавляет, что за 2004 г. в Россию было ввезено 363 000 машины старше трех лет, а в первом квартале нынешнего более 90 000, хотя зимой спрос на автомобили обычно невысок. Чиновники Минпромэнерго хотят установить новые пошлины в течение 2005 г. Это подтвердил сотрудник Минэкономразвития. В 2002 г. правительство так долго тянуло с пошлинами, что оказало автопрому медвежью услугу: на запретительных ожиданиях рынок оказался наводнен подержанными иномарками. Новая инициатива может пройти очень быстро, считает сотрудник Минэкономразвития. Это шаг навстречу автопроизводителям, причем не только российским, но и зарубежным, говорит он. Пострадает только население .

Сегодня автопроизводители не считают подержанные иномарки серьезным противником. Нас больше волнует конкуренция с новыми Daewoo Nexia, Kia Rio и Hyundai Accent , отмечает представитель АвтоВАЗа Александр Громков. Не думаю, что подержанные иномарки отнимают большую часть рынка , вторит ему Владимир Торин из Руспромавто . А PR-менеджер Фольксваген груп Рус Андрей Гордасевич считает, что россияне теперь предпочитают покупать новые автомобили. Но отказываться от подарка чиновников автопром не намерен. Государство показывает заинтересованность в автопроме , радуется Громков из АвтоВАЗа .

Не все эксперты соглашаются с этим мнением. Сотрудник одного из российских автозаводов говорит, что нужно увеличить пошлины на иномарки всех категорий . По его мнению, снижение возраста новых автомобилей до одного года откроет путь в Россию иномаркам с минимальным пробегом. Сейчас ставка таможенной пошлины на все автомобили не старше семи лет составляет 25%, отмечает он. Но при этом составляющая в евро для новых иномарок выше на 15-100%: Получается, что подержанные автомобили ввозить дешевле .

Независимый эксперт Сергей Алексейчук считает, что реализация предложения Минпромэнерго удешевит растаможку автомобилей в 2-2,5 раза. Откроется путь для ввоза почти новых автомобилей по сниженным ставкам , предупреждает он. Алексейчук указывает, что в розничной цене новой иномарки таможенная пошлина составляет примерно треть, и при покупке подержанного автомобиля стоимостью $40 000 можно будет сэкономить до $8000. Деньги все считать умеют, я сам бы купил подержанный автомобиль , говорит Алексейчук. А Гордасевич из Фольксваген груп Рус уверен, что оттока клиентов не произойдет. Люди думают не только о цене автомобиля, но и о гарантии, фирменном сервисе и подготовке автомобиля к российским условиям, отмечает он. У подержанных иномарок этого нет .

Ведомости
12.05.2005