12.10.05

Нужны механизмы реализации закона

Федеральный закон 102 принципиально изменил условия маркировки импортной алкогольной продукции. А поскольку акцизные марки на эту продукцию приобретаются участниками ВЭД в таможенных органах, то, естественно, этот нормативный акт напрямую затрагивает Федеральную таможенную службу. О том, какую работу необходимо будет провести ФТС России и о том, что уже сделано, рассказывает заместитель начальника Главного управления федеральных таможенных доходов (ГУФТД) Александр Сорвачев.

Участники внешнеэкономической деятельности не скрывают, что некоторые положения нового закона стали для них неприятным сюрпризом. Некоторое удивление, судя по отзывам, итоговый вариант закона вызвал и в Минфине, и в Минэкономразвития, и в ФТС России. В чем причина этого?

В самом деле, некоторые принятые нормы стали для нас в определенной степени неожиданными, поскольку до последнего времени мы не знали, что новые положения коснутся и Федеральной таможенной службы. Хотя следует отметить, что в этот нормативный акт внесено много изменений, большая часть из которых необходима и полезна с точки зрения улучшения внешнеэкономической деятельности. В то же время действительно возникает и немало сложных проблем.

Новый закон принципиально изменяет условия маркировки импортной алкогольной продукции. Для его реализации необходимо разработать всю технологию нанесения маркировки, включая установление мест, где эта процедура будет осуществляться.

Большой круг вопросов связан с образцами акцизных марок, их ценами, источником финансирования изготовления марок, а также определением организации, которая будет их печатать. Решать эти вопросы придется в кратчайшие сроки: ведь начинать изготовление новых акцизных марок необходимо уже в 2005 году. Согласно прогнозам ФТС России, потребность импортеров в акцизных марках на ввозимую алкогольную продукцию в 2006 году составит примерно один миллиард штук.

В соответствии с новым законом изготовление федеральных специальных марок и акцизных марок, установление их цены, нанесение на них сведений о маркируемой продукции, а также сама маркировка алкогольной продукции должны осуществляться на территории Российской Федерации. Таким образом, условия маркировки алкогольной продукции принципиально отличаются от существующего в настоящее время порядка, когда марки наносятся производителем по отработанным технологиям за пределами территории РФ. Однако закон есть закон, и мы готовы его исполнять, но нам нужно время для того, чтобы подготовиться к этому. Следует учитывать и то, что решение многих вопросов зависит от взаимодействия различных ведомств. Поэтому мы сейчас идем тремя путями. Готовимся к реализации данного закона. Пытаемся временно приостановить введение в действие некоторых положений, чтобы лучше подготовиться. А также готовим предложения по внесению изменений в этот закон.

Значит, вы согласны с участниками ВЭД в той части, что непродуманная реализация этого закона в столь сжатые сроки может привести к остановке импорта алкогольной продукции и, следовательно, к прямым потерям федерального бюджета?

Скажем так, у нас есть опасения, что в полном объеме все необходимые мероприятия не могут быть выполнены вовремя. Ведь для реализации нового закона необходимо принять более десяти постановлений правительства, относящихся к компетенции разных ведомств Минэкономразвития, Минфина, Минсельхоза и других федеральных органов исполнительной власти.

Также потребуется внести изменения в отдельные нормативные правовые акты в сфере таможенного дела, которые в соответствии с Таможенным кодексом РФ должны быть опубликованы не менее чем за 90 дней до вступления в силу.

Не следует забывать, что импортерам тоже следует подготовиться, поскольку им нужно будет изменять всю технологию, а это означает, что их надо заранее известить. А не успеют они подготовиться не будет и товара. В настоящее время ежемесячная сумма акциза от ввозимой алкогольной продукции в федеральный бюджет составляет более 800 миллионов рублей, а в платежах это 1,5 миллиарда рублей в месяц. Если все встанет, значит, не будет и этих денег.

Что будет с ныне действующими акцизными марками?

В законе об этом ничего не сказано, и это тоже большая проблема. Из средств федерального бюджета на изготовление действующих в настоящее время акцизных марок в 2005 году будет израсходовано 250 миллионов рублей. Формально марки старого образца будут выдаваться до 31 декабря 2005 года. При этом следует помнить, что товар ввозится в страну заранее (за полгода-год) в расчете на определенный срок реализации. Скажем, оборот коньяков и вин дорогих марок составляет около двух лет.

К тому же для добросовестных участников ВЭД в рамках законодательства мы предусмотрели некую схему, чтобы работать опережающими заказами, то есть, чтобы у нас всегда были марки, которые мы могли бы в оперативном порядке выдать импортеру. Однако теперь мы опасаемся ажиотажного спроса на марки. Импортеры ведь понимают, что надо завезти уже сейчас максимальное количество товара. А заказать больше марок мы не можем, потому что финансирование на этот год было заложено еще в прошлом году. Соответственно, на финансирование на 2006 год в объеме одного миллиарда рублей мы дали заявку еще в апреле-мае. Закон же вышел в конце июля, и никто не знал, что он выйдет в такой формулировке.

Мы планировали, что марка будет изменяться по формату, степени защиты, но технология нанесения останется прежней. А теперь получается, что и технология полностью меняется, поскольку новая марка должна быть со штрих-кодом.

Возникло очень много технических проблем. Сейчас, например, мы получаем марки в листах и в разрезанном виде. Если в таком виде делать новую марку, то на нее невозможно будет нанести штрих-код. Если ее делать под штрих-код, то, по объяснениям Гознака, она должна быть в рулоне. А это значит, что требуется другая технология перевозки, хранения и так далее. К тому же возникает вопрос, где наносить марки на продукцию.

Эту проблему мы собираемся обсудить с Федеральной налоговой службой и заодно посмотреть, как наносилась региональная марка на акцизных складах, Поскольку в соответствии с новым законом акцизные склады ликвидируются, то можно будет обсудить использование оборудования и самих помещений.

Конечно, если бы законодатели с нами посоветовались, то можно было бы предусмотреть какой-то переходный период. По нашим прогнозам, необходимо около двух лет, чтобы вывести прежние марки из обращения. Тем не менее мы прорабатываем все возможные варианты в связи с реализацией данного закона. Но есть опасение, что может сложиться такая ситуация: старые марки мы уже не сможем оформлять, а новых еще не будет.

Судя по целому ряду встреч в Минэкономразвития, Минфине, Гознаке, прошедшему Экспертному совету в ФТС России, специалисты разных ведомств вместе ищут выход из сложившейся ситуации. Насколько результативны эти поиски?

На встречах в Минэкономразвития рассматривались, в частности, вопросы содержания сведений, наносимых на акцизные марки (совместно с НТЦ "Атлас"). В Минфине обсуждались вопросы финансирования. Ведь по новому закону изменится механизм уплаты акциза, то есть марка и акциз будут разделены, Когда марка была частью авансового платежа по акцизу (как сейчас), Минфину было интересно зто финансировать, а теперь еще неизвестно, будет ли государство фактически авансировать импортеров.

Не решен и вопрос о том, сколько будет стоить новая марка. Цена старой лимитировалась Налоговым кодексом, ее стоимость не должна была превышать одного процента от ставки акциза. Эта норма теперь уходит, поэтому есть большие опасения, что стоимость марки может значительно возрасти по сравнению с ныне действующей.

Вопросы изготовления марок мы обсудили также с Гознаком. Там уже разработали некие образцы новых марок и сейчас определяются с их себестоимостью. Кроме того, надо согласовать формат, поле с информационной составляющей. Однако остается открытым вопрос, кто и где будет наносить информацию.

К тому же мы должны успеть заключить договор на производство этих марок. А как его сейчас заключить, когда неизвестно, каким будет финансирование? И как планировать объем финансирования, если пока неизвестно, сколько будет стоить марка? Гознак же, со своей стороны, нам говорит, что марки необходимо утвердить постановлением правительства. В общем, неурегулированных пока вопросов много. Чтобы избежать потенциальных потерь бюджета, Федеральная таможенная служба согласовала с Минфином возможность приостановки введения в действие отдельных положений федерального закона 102 в части, касающейся маркировки импортной алкогольной продукции. Это позволит аккуратно и грамотно подготовиться к реализации положений данного закона.

На оперативном совещании было поддержано предложение о сохранении прежнего порядка маркировки. Таможенным органам, безусловно, было бы удобнее, чтобы марка клеилась в прежнем режиме за территорией РФ, поскольку здесь у нас нет ни техники, ни помещений для этого. А непосредственно на российской таможенной территории наша служба будет уже контролировать достоверность марки, сведения, соответствие, идентификацию. Так что, в настоящее время готовятся предложения по внесению изменений в новый закон.

Журнал "Таможня"