18.01.08

О. Корнев: "Мы с оптимизмом смотрим в будущее"

О перспективных направления деятельности, современных таможенных технологиях, применяемых в Центральном таможенном управлении, мы беседуем с начальником ЦТУ полковником таможенной службы Олегом КОРНЕВЫМ.

- Олег Алексеевич, Центральное таможенное управление осуществляет свою деятельность в самом сердце России - Центральном федеральном округе, который является лидером по всем основным показателям социального и экономического развития. Какое влияние, на Ваш взгляд, такое расположение оказывает на работу таможенных органов ЦТУ?

- Безусловно, ЦФО на сегодняшний день - самый развитый регион. Это обусловлено, прежде всего, выгодным расположением, наличием производственного и научно-технического потенциала, развитой инфраструктурой и, конечно, тем, что на территории округа находится крупнейший экономический, финансовый, политический, научный и культурный центр России, важнейший транспортный узел, обеспечивающий широкий комплекс услуг - Москва. Мы со своей стороны стараемся содействовать участникам внешнеэкономической деятельности, строим свою работу на принципах прозрачности и доступности, используем упрощенные таможенные процедуры, применяем современные информационные технологии, что позволяет достичь оптимального соотношения затрачиваемого на проведение таможенного оформления времени и эффективности таможенного контроля.

Приведу несколько цифр: в I квартале 2007 года таможенными органами региона перечислено в федеральный бюджет 88,95 миллиарда рублей. Контрольный показатель при взимании таможенных платежей выполнен на 107 процентов. Объем экспорта ЦТУ составил 5,2 миллиарда долларов США, по сравнению с 1 кварталом 2006 года он увеличился на 10,6 процента или на 0,5 миллиарда долларов США. Импорт составил 12,3 миллиарда долларов США, по сравнению с 1 кварталом 2006 года вырос на 46,4 процента или на 3,9 миллиарда долларов США.

- Развитие таможенной инфраструктуры в регионе соответствует, на Ваш взгляд, требованиям, предъявляемым при постоянно растущем товарообороте?

- С каждым годом возрастает грузопоток, только за 2006 год через государственную границу с Беларусью и Украиной, проследовало 377,6 тысячи грузовых и 1 136,8 тысячи легковых автомобилей, а также более 18,5 миллиона физических лиц. Но это порождает и ряд проблем, в первую очередь обусловленных недостаточной обустроенностью пунктов пропуска на российско-украинском участке государственной границы и пунктов принятия уведомлений на границе с республикой Беларусь. Построенные в 1993-1995 годах по временной схеме, они в настоящее время не в полной мере соответствуют современным требованиям, а их конструктивные особенности не рассчитаны на обработку имеющихся грузопотоков.

Тем не менее постепенно мы решаем эти вопросы, и на сегодня в Белгородской и Брянской областях построены и функционируют современные автомобильные пункты пропуска Нехотеевка и Троебортное, которыми мы по праву гордимся. Хочу отметить, что МАПП Троебортное одним из первых в системе таможенных органов был оснащен стационарным инспекционно-досмотровым комплексом. В настоящее время идет обустройством МАПП Крупец и Суджа в Курской области и Бугаевка в Воронежской области. В этом году будут проведены проектно-изыскательские работы по дальнейшему строительству МАПП Погар в Брянской области.

Еще одна проблема, связанная с увеличивающимся грузопотоком, касается внутренних таможен. Изначально их создание было вызвано необходимостью разгрузить приграничные пункты пропуска и проводить таможенные процедуры по месту расположения участников ВЭД. Но сегодня, при возросших объемах, ситуация в некоторых таможнях критична. Так, например, количество оформляемых деклараций одним должностным лицом в Московской западной таможне составляет приблизительно восемь в день. И решение этой проблемы мы видим не в количественном наращивании штатной численности таможенных органов, а в целом комплексе проводимых в настоящее время мероприятий.

В первую очередь - это оптимизация количества таможенных органов в регионе, укрупнение таможенных постов с одновременным их размещением на площадях, являющихся федеральной собственностью. Задача на сегодняшний день крайне сложная, особенно для таможен, находящихся в Московском регионе, но я уверен - она решаемая.

Вторым неотъемлемым пунктом необходимо считать внедрение в деятельность таможенных органов новых таможенных технологий.

- Какие новые технологии применяются в ЦТУ?

- ЦТУ всегда было, и я надеюсь, останется полигоном для введения новых технологий в таможенном деле. Мы стали первым региональным управлением, где была введена электронная форма декларирования и на базе Каширского таможенного поста Московской Южной таможни выпущена первая электронная ГТД.

Количество деклараций, подаваемых в электронном виде, растет. Если за весь 2005 год было выпущено более 16 тысяч ЭГТД, то за 2006 год их было уже около 29 тысяч, за 2007 год с нарастающим итогом (по состоянию на 18.05.2007) - чуть менее 13 тысяч. Это говорит о том, что участники ВЭД оценили удобство и экономичность использования безбумажных технологий. У них появилась возможность увеличить товарооборот и значительно сократить накладные расходы. Мы в свою очередь, используя электронное декларирование, решаем целый ряд проблем, связанных с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости, коррупцией.

В настоящее время у нас имеют достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования 67 таможенных постов в 23 таможнях. Мы активно развиваем данное направление. На базе дистрибьюторского центра ООО "ИКЕА-ТОРГ" на Есиповском таможенном посту Зеленоградской таможни организована учеба по применению электронной формы декларирования. За 2006 год прошло обучение 27 групп (в среднем по 10 человек еженедельно), в том числе таможенные брокеры, декларанты и сотрудники таможенных органов.

Также сегодня мы находимся на стадии реализации нового проекта, предусматривающего выпуск для свободного обращения товаров ИКЕА, находящихся на территории морского порта Санкт-Петербурга (Балтийская таможня Северо-Западного таможенного управления), при условии их декларирования в электронной форме Есиповскому таможенному посту и получении им предварительной информации о товарах, ввозимых в РФ до их прибытия. И мы не останавливаемся только на этом. В 2006 году был успешно проведен эксперимент по представлению в электронной форме сведений о товарах и транспортных средствах с использованием сети Интернет на Каширском таможенном посту Московской Южной таможни и Заводском таможенном посту Зеленоградской таможни. Вводя подобную систему электронного декларирования, мы представляем возможность участникам ВЭД снизить затраты, потому как им не потребуется организовывать выделенный канал связи с таможенными органами, и что немаловажно, сократить время таможенного оформления.

Хочу отметить, что перспективные технологии применяются в ЦТУ не только при таможенном оформлении и контроле. Для успешной реализации всех намеченных планов мы большое внимание уделяем подготовке кадров. Так, в конце мая 2007 года в Управлении начался эксперимент по обучению сотрудников в режиме видеоконфе-ренцсвязи. Это принципиально новый метод в системе таможенных органов. Удаленные лекции, которые читают профессора Международной академии бизнеса и управления и Российской таможенной академии, в режиме online, по своей эффективности приближены к обучению в классическом виде.

- А оправдывается ли эксперимент по созданию Регионального центра анализа и применения системы управления рисками?

- Могу определенно сказать, что достижения есть. Создание этого Регионального центра в 2005 году позволило нам оперативно "перекрывать" основные схемы ухода от таможенных платежей и противодействовать недостоверному декларированию товаров.

За полтора года работы Центра управления рисками заведено 282 дела об административных правонарушениях, 10 уголовных дел, начислено штрафов на сумму более 26 миллионов рублей, довзыскано таможенных платежей на сумму около 34 миллиона рублей. Пресечены каналы недостоверного декларирования автомобильных дисков и радиаторов из цветных металлов, лаков и красок, изделий из пластмассы, титана и никеля, подшипников, кофе. В общем, результаты налицо. Эффективность работы Центра более чем в три раза превышает эффективность про филей риска, издаваемых ФТС России.

- Как строится работа Центра управления рисками?

- Она базируется на результатах анализа электронных баз данных, учитываются результаты, полученные в ходе контроля поставок товаров групп риска, также на постоянной основе проводится мониторинг таможенного оформления товаров во всех таможнях региона. Это позволяет повысить эффективность таможенного контроля и оперативно принять меры по минимизации риска на товарную партию, отнесенную к группе риска.

За время проведения эксперимента мы четко отработали механизм издания срочных профилей риска, доведения их до исполнителей на местах, сбора полученных результатов и их обработки. Иными словами, технологические решения, применяемые в Управлении, позволили минимизировать, а в отдельных случаях и полностью избежать целого ряда системных недостатков, присущих системе управления рисками в настоящий момент - сократить длинные управленческие связи, оптимизировать процесс согласования решений, вывести на качественно новый уровень процесс мониторинга таможенного оформления. Но считаю необходимым отметить, что технология работы Центра еще далека от идеала и потребуется немало времени и сил для ее "шлифовки". И мы, совместно с ФТС России, продолжаем работу в данном направлении.

Полученный Центральным таможенным управлением опыт в сфере деятельности Центра управления рисками при поддержке ФТС России поэтапно распространяется на всю таможенную систему России. Аналогичный Центр уже создан в СЗТУ, проводится работа по созданию региональных центров в других РТУ.

- ЦТУ идет "в ногу со временем". Однако в тоже время коллективу Управления предстоитрешить много задач и реализовать намеченные ФТС России планы. Справитесь?

- Безусловно. Наш коллектив всегда отличался своим профессионализмом и сплоченностью. Кроме того, применяя современные средства автоматизированной обработки и передачи данных, новые информационные таможенные технологии, систему управления рисками, решая вопросы реструктуризации внутренних таможенных органов, инфраструктуры пунктов пропуска и ППУ, возможно достигнуть оптимальной эффективности таможенного контроля, а значит - оптимизмом смотреть в будущее.

Мария ЕРМАЧЕНКО

Журнал "Таможня"