О ситуации на участке российско-грузинской государственной границы
Автомобильный пункт пропуска Верхний Ларс, расположенный на участке государственной границы с Грузией, занимает важное место в системе международных транспортных коридоров, связывает Российскую Федерацию со странами ближнего зарубежья, в том числе с Республикой Армения.
С началом летнего сезона, учитывая туристическую привлекательность Грузии, ежегодно наблюдается значительный рост количества автотранспортных средств и физических лиц, перемещающихся через пункт пропуска Верхний Ларс.
За 6 месяцев 2018 года по сравнению аналогичным периодом 2017 года на 40% увеличилось количество грузовых автотранспортных средств, 20 % – легковых и на 30 % – физических лиц.
Увеличение товарооборота и сезонный рост транспортного потока вызывают превышение фактической пропускной способности пункта пропуска Верхний Ларс, что является причиной возникновения очереди.
Проектная пропускная способность МАПП Верхний Ларс, установленная паспортом пункта пропуска, составляет 400 транспортных средств, а именно 200 легковых, 170 грузовых и 30 пассажирских, и около 4 000 физических лиц в сутки.
Фактически, в июне текущего года, через Верхний Ларс ежесуточно проследовало в среднем более 2 100 единиц легковых, около 600 единиц грузовых, 45 единиц пассажирских транспортных средств и свыше 8 500 физических лиц, что почти в 11 раз превысило пропускную способность по легковому автотранспорту, более чем в 3 раза - по грузовому, в 1,5 раза - по автобусам и в 2 раза - по физическим лицам.
Место расположения пункта пропуска (горное ущелье), его размеры и инфраструктура не рассчитаны на пропуск ежегодно увеличивающегося потока автотранспорта. Превышение пропускной способности Верхнего Ларса отмечается на протяжении всего календарного года, но особенно большие очереди образуются в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций природного характера и в летний сезон.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в пунктах пропуска через государственную границу помимо таможенных органов располагаются иные государственные органы: представители пограничной службы, Россельхознадзора и Росспотребнадзора.
Пропуск автотранспортных средств на территорию пункта пропуска и регулирование очереди не входит в компетенцию таможенных органов.
Также необходимо отметить, что в отличие от таможенного контроля, проводимого выборочно в отношении товаров и транспортных средств, все физические лица в обязательном порядке проходят паспортный контроль, на сроки проведения которого таможенные органы не могут повлиять.
Государственными контрольными органами предпринимаются все необходимые меры, направленные на ускорение прохождения государственной границы.
Пресс-служба Северо-Кавказского таможенного управления