08.12.15

О Таможенном кодексе ЕАЭС: «Казахстан не стремится к дезинтеграции»

REGNUM Как идет обсуждение Таможенного кодекса ЕАЭС, когда документ может быть принят, влияют ли противоречия по нему на интеграционные процессы — об этом и многом другом в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказала Дина Мамашева, директор Департамента таможенного администрирования Национальной палаты предпринимателей Казахстана «Атамекен» по итогам заседания Делового совета в Минске 27 ноября и Совета Евразийской экономической комиссии 1 декабря, где затрагивались вопросы по Таможенному кодексу ЕАЭС.

Дина Талгатовна, как сейчас выглядит проект Таможенного кодекса (ТК) ЕАЭС?

Вообще, начнем с того, что сегодня в проекте ТК есть много позитивных моментов. В него вошли серьезные прогрессивные модернизированные нормы. Это приоритет электронного таможенного декларирования товаров, который позволит сократить бумажное делопроизводство. Это также возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена, реализация механизма «единого окна», то есть при таможенном декларировании вместо документов будут использоваться сведения, содержащиеся в информационных базах государств-членов ЕАЭС и т.д.

Другое дело, что есть и серьезные недоработки. Во-первых, проект ТК ЕАЭС получился громоздким, написанным сложным языком, с излишне подробной детализацией процедур. Такая степень детализации означает, что в будущем, если ситуация хотя бы немного изменится, в кодекс потребуется вносить изменения, а это будет сложнее и дольше, чем на уровне национального законодательства.

Во-вторых, если проект ТК примут и будут применять в том виде, как он есть сейчас, то на практике мы можем получить серьезные осложнения и для бизнеса, и для контролирующих органов, о чем я еще расскажу позже.

И, наконец, надо отметить, что проект ТК ЕАЭС не устраняет имеющихся на сегодня проблем, в частности, он не направлен на упрощение процедуры транзита. А вы знаете, какой это непростой вопрос для Казахстана.

Что предлагает Казахстан?

Мы предлагаем принципиально иначе подойти к кодексу. То есть предлагаем создать более рамочный документ — по аналогии с кодексом Европейского союза.

И эта позиция вызывает противоречия между партнерами по ЕАЭС?

Можно услышать мнения о том, что Казахстан в вопросе ТК ЕАЭС отходит от принципов интеграции. Но это не так. Казахстан не стремится к дезинтеграции. Я хочу особо подчеркнуть этот момент: поправки в кодекс, которые предлагает Казахстан, нельзя рассматривать как отход от интеграционных процессов. Понимаете, интеграция должна быть прагматичной, она должна в итоге дать упрощение условий для ведения международной торговли, снизить издержки бизнеса, сократить или вообще отменить существующие ненужные административные барьеры.

То, что предлагается в проекте ТК ЕАЭС, в частности, если говорить про отмену «принципа резидентства», потребует от стран-участниц союза унификации в очень многих сферах законодательства. Это и налоговое законодательство, банковское, валютное, бюджетное, правоохранительное, нормы по административной ответственности. При том, что эти моменты у нас даже в договоре (о создании ЕАЭС. — Прим. ИА REGNUM ) не содержатся.

На наш взгляд, такая тотальная унификация и детализация всех вопросов таможенного регулирования не способствует развитию интеграции. Наоборот, такая полная унификация на стадии, когда стороны еще не готовы к этому, может привести к тому, что мы получим забюрократизированную, совершенно негибкую и, конечно, сложную систему администрирования. Понятно, что такая система экономически не будет выгодна для наших стран.

Что именно предлагает сейчас Казахстан?

По большому счету, сегодня около 70% кодекса согласовано, консенсусные варианты разные найдены. Кодекс уже написан по большей части. Но в оставшейся части есть серьезные вопросы, которые еще требуют решений.

Казахстан такие решения предлагает. Если посмотреть системно, это следующие концептуальные направления:

1) сохранение «принципа резидентства» при таможенном декларировании и таможенном контроле;

2) исходя из сохранения «принципа резиденства» — сохранение прямых норм по всем базовым и концептуальным вопросам таможенного законодательства, с возможностью расширения национальной компетенции по неконцептуальным для всех стран вопросам;

3) исключение положений по уплате косвенных налогов во всех таможенных процедурах;

4) унификация таможенной процедуры таможенного транзита, то есть четкий и однозначный регламент, без права национальной интерпретации, процедуры таможенного транзита.

Вопрос ТК является проблемным для всех пяти стран-участниц?

Я бы сказала так, что вопрос пока наиболее активно обсуждается между Казахстаном и Россией с Белоруссией.

Когда вы говорили о предложениях Казахстана, то уделили много внимания «принципу резидентства». Можете пояснить, почему это важно?

Тогда вначале поясню, что такое «принцип резидентства». Это принцип, по которому декларант может подавать декларацию на товары таможенным органам своей страны, а не всех стран-участниц ЕАЭС. То есть сейчас казахстанский декларант не может оформиться в России, Белоруссии или других странах ЕАЭС. На сегодня таковы нормы законодательства, поскольку мы, пока не принят ТК ЕАЭС, работаем по кодексу Таможенного союза.

Почему важно сохранение «принципа резидентства». Как я уже говорила, отмена этого принципа повлечет унификацию очень многих смежных законодательных норм, к чему мы еще не готовы. Также, если отменить принцип, встанет вопрос уплаты налогов. Если они также будут уплачиваться не в каждой стране отдельно, а свободно на всей территории ЕАЭС, то завтра встанет вопрос перераспределения налогов. Это означает, что мы должны будем унифицировать также и налоговое законодательство. Далее это означает, что уголовная и административная ответственность между нами должна быть одинаковая, то есть надо будет унифицировать эти сферы. Тут много вопросов, которые взаимосвязаны и влекут за собой новые.

Партнеры по ЕАЭС несут какие-либо издержки от того, что такой унификации не происходит?

Нет, стороны не несут никак издержек. В основном, противоречия связаны с мнением, что мы тем самым хотим создать более льготные, либеральные условия для своих предпринимателей. А мы, собственно, и не отказываемся. Поскольку конкуренцию внутри наших стран, в том числе по вопросам таможенного администрования, никто не отменял. У нас в любом случае законодательство более либеральное. Например, у нас ставка налога 12%, но это ведь никому не мешает работать. Если мы у себя работу будем делать качественнее, быстрее и с меньшими издержками бизнеса, это разве плохо?

Вы участвуете в переговорах, знаете объем противоречий, какой срок принятия ТК ЕАЭС кажется вам реалистичным?

Думаю, к марту-апрелю 2016 года мы можем принять кодекс, и это будет хороший документ, который сможет быстро пройти внутригосударственные согласования. Я уже говорила, объем вопросов, по которым пока еще нет общих решений, на самом деле не такой большой. Если мы получим по тем вопросам, о которых выше было сказано, согласие Совета (ЕЭК. — Прим. ИА REGNUM ), кодекс можно будет доработать довольно быстро.

Пока не принят ТК ЕАЭС, действует ТК Таможенного союза. Тут вроде тоже не стоит ожидать проблем или издержек?

Безусловно. Пока с кодексом Таможенного союза вполне можно работать. Более того, в рамках ЕАЭС мы и работаем по нему уже год, и все нормально. То есть тут проблем нет, наоборот, есть возможность поработать еще полгода над новым кодексом и получить качественный документ.

Могли бы вы вкратце рассказать о переговорах в Минске?

Это были не переговоры, а встреча деловых кругов пяти стран. По инициативе Казахстана был создан Деловой совет, в его рамках состоялось первое заседание президиума. На заседании Делового совета мы рассмотрели наши общие проблемные вопросы.

Как приняли позицию Казахстана?

Наверное, можно сказать, что с некоторым удивлением. Дело в том, что не все деловые круги в курсе проблематики по ТК ЕАЭС. Эту проблематику знает ЕЭК, лица, которые занимаются непосредственно кодексом, знают госорганы, а бизнес-круги погружены в вопрос не в такой большой степени.

Во всяком случае, мы рассказали о том, что предлагает Казахстан и почему это выгодно всем странам ЕАЭС.

Каковы итоги Совета ЕЭК?

Если вы имеете в виду, произошли ли какие-то подвижки в переговорном процессе по ТК, то могу сказать, что ситуация осталась почти без изменений, так как рассмотрение концептуальных вопросов было отложено. Были решения технического характера, например, изменение формы информационно-справочного перечня пунктов пропуска — терминология приводится в соответствие с Договором о Союзе в связи с тем, что к ЕАЭС присоединились Армения и Киргизия.

С 1 апреля 2017 года будет действовать требование обязательно предварительно информировать о товаре, который ввозится воздушным транспортом на таможенную территорию ЕАЭС.

То есть, как видите, тоже нужные и важные вопросы, но не по ТК. По кодексу будем ждать, как пойдут дальше переговоры.