19.12.16

ОАО РЖД разгоняет тонны

ОАО РЖД работает над концепцией грузового высокоскоростного поезда, способного перевозить до 600 тонн со скоростью до 300 км/ч. Предполагается, что такие поезда будут эксплуатироваться на высокоскоростных магистралях (ВСМ). Опыт совмещения пассажирского и грузового высокоскоростного движения есть в Германии. Эксперты считают, что проект в России может быть успешным только если ВСМ от Москвы дотянуть до Китая.

О том, что ОАО РЖД разрабатывает концепцию грузового высокоскоростного поезда (до 300 км/ч), сообщил в пятницу "Прайм" со ссылкой на первого вице-президента монополии Александра Мишарина. В ОАО РЖД пояснили "Ъ", что монополия ведет разработку концепции такого поезда, позволяющего перевозить 300-600 тонн.

Первая ВСМ Москва--Казань длиной 770 км и стоимостью 1,2 трлн руб. должна появиться в России в 2022-2023 годах. В будущем участок может стать частью ВСМ Москва--Пекин и проекта "Шелковый путь", который свяжет Китай с Европой и Ближним Востоком. По актуализированным расчетам ОАО РЖД, пассажиропоток в 2020 году должен был составить 4,7 млн человек, в 2030 году — 15,9 млн, в 2050-м — 23,9 млн. Именно пассажиропоток считался экспертами главным риском, вопросы к ВСМ были и в Белом доме, и в ноябре проект был отправлен на доработку (см. "Ъ" от 10 ноября). Начало строительства ВСМ сейчас запланировано на 2017 год, проект будет идти в форме концессии в два этапа: Москва--Нижний Новгород и Нижний Новгород--Казань.

В ОАО РЖД "Ъ" сообщили, что движение по ВСМ высокоскоростных грузовых поездов будет способствовать росту доходов от эксплуатации магистралей. По словам источника "Ъ" в компании, концепция такого поезда позволит производителям разработать опытный образец новой техники. Пока ускорение движения поездов, наоборот, вытесняло грузопотоки с направления: так, для запуска "Сапсанов" ОАО РЖД пришлось перевести грузовое движение между Москвой и Петербургом на обходные пути с увеличением расстояния с 660 до 1100 км.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров говорит, что возможность перевозок и пассажиров, и грузов по ВСМ есть, в частности, в Германии на линиях Ганновер--Вюрцбург, Мангейм--Штутгарт и Нюрнберг--Ингольштадт смешанное пассажирское и грузовое круглосуточное движение. Днем проходят пассажирские перевозки с использованием поездов ICE (до 280 км/ч) и IC (до 200 км/ч), а ночью — грузоперевозки со скоростью около 100 км/ч. По словам эксперта, это повышает экономическую эффективность, иначе ночью инфраструктура бы не использовалась. Кроме того, на маршруте Берлин--Обисфельде, где нет сложных участков, иногда совмещают пассажирское и грузовое движение даже днем, добавляет он. Но потенциал использования ВСМ для грузового движения станет значительным, только если она будет начинаться в Китае, уверен господин Бурмистров. По скорости проекту грузового движения по ВСМ (если движение будет идти только ночью) на направлении в Москву будет непросто конкурировать с ускоренными контейнерными поездами (в рамках проекта "Транссиб за семь суток" скорость достигает 1050 км в сутки), а из Москвы в Нижний Новгород и Казань — с автоперевозками, заключает господин Бурмистров.

Коммерсантъ