30.07.12

Объём взимаемых на казахстано-китайской границе платежей и сборов вырос в 7,5 раза

В Комитете таможенного контроля подвели итоги работы межведомственных оперативных групп на казахстано-китай-ской границе. Объём таможенных платежей, взимаемых с одной гружённой товарами народного потребления машины, увеличился в 7,5 раза. Время, затрачиваемое на прохождение контроля на границе в отношении грузов, ввозимых уполномоченными экономическими операторами, сокращено до 75 минут. Однако многие предприниматели по-прежнему доверяют доставку товаров из Китая в Казахстан посредникам и несут в связи с этим убытки, считает начальник управления Комитета таможенного контроля Александр ВОЛКОВ.

– Александр Николаевич, удалось ли таможне и силовым структурам переломить ситуацию на казахстано-китайской границе, повысить собираемость таможенных платежей?

– Приведу лишь несколько цифр. Если в прошлом году среднее взыскание с одной машины, прибывающей из КНР в РК с грузом – товары народного потребления – составляло 1–1,5 млн тенге, то сейчас этот показатель увеличен до 7,8 млн тенге. С момента начала работы уполномоченных экономических операторов на казахстано-китайской границе (Прим. – Авт. 24 апреля 2012 г.) в казну поступило 9,5 млрд тенге. Из них 2,4 млрд тенге уплачены самими уполномоченными экономическими операторами. На сегодня доля транспортных перевозок, принадлежащих операторам, составляет уже 10% от всего рынка перевозок грузов из КНР в Казахстан. Застраховав свои грузы на миллион евро, они могут беспрепятственно ввозить товар в страну, размещать его на своих складах и распоряжаться им до фактической таможенной очистки. Ввиду того что грузы таких компаний проходят только выборочный контроль, время прохождения границы уполномоченным экономическим оператором сокращено до 75 минут, а таможенная очистка занимает не более 3–4 часов. В настоящее время в реестр уполномоченных экономических операторов внесено 28 компаний, которые используют так называемый «зелёный коридор». Сейчас мы активно распространяем эту схему работы на киргизскую границу. В то же время обычные перевозчики тратят на прохождение границы по различным причинам от 3 часов и более. Таможенная очистка в таможенном органе назначения ввиду того что их грузы подвергаются досмотру, занимает не менее двух дней.

– Значит ли это, что при желании уполномоченные экономические операторы могут ввозить в Казахстан контрабандные товары? Какие методы контроля вы применяете к ним?

– В рамках работы оперативных межведомственных групп Комитет таможенного контроля рассчитал, определил и установил ценовой индикатор в отношении товаров народного потребления. С одной машины – 10 млн тенге. Это значит, что при декларировании уполномоченным экономическим операторам товаров, сумма платежей по которым будет равняться 10 и более млн тенге, сотрудник таможенного органа применяет в отношении такой партии товаров выборочный контроль, основываясь на рекомендациях системы управления риска. То есть система управления рисками математически определяет, скажем, каждую сотую или двухсотую партию груза, показатель определят сам компьютер. Если в ходе досмотра груз соответствует предоставленной документации, то частота досмотров уменьшается. Если оператор заявляет, что платежи с его груза будут составлять менее 10 млн тенге, данный груз будет досмотрен. Естественно, если будет выявлено недостоверное декларирование, мы исключим данную компанию из реестра уполномоченных экономических операторов, и она будет работать по «красному» коридору, с досмотром и сопровождением, которые тоже не ускоряют процедуру прохождения через границу.

– Какой международный опыт был использован Казахстаном при внедрении такой схемы работы?

– Пока Казахстан является единственной страной, где столь широко применяется институт уполномоченных экономических операторов. В начале июля на заседании Всемирной таможенной организации председатель Комитета таможенного контроля Мажит Есенбаев рассказал членам организации, что в Казахстане начала действовать данная процедура и имеется положительный эффект. Нашим опытом очень заинтересовались европейские страны и Южная Корея.

– Насколько нам известно, сейчас в Астане находится делегация таможенной службы КНР. Какие вопросы обсуждаются в ходе переговоров, удалось ли таможням наших стран наладить информационный обмен?

– В эти дни в Астане проводится совещание по сопоставлению данных статистики Казахстана и КНР по внешней торговле. Мы высказали ряд претензий китайской стороне и они их принимают. В частности, они подтвердили, что включают в свою статистику транзит, указывая в товаротранспортных документах страной назначения Казахстан, даже если товар идёт в Туркмению или Россию. Это приводит к значительным искажениям. Кроме того они недостаточно хорошо работают с брокерскими компаниями, которые оформляют документы спустя рукава.

На сегодня в рамках взаимодействия Главного таможенного управления КНР РК и Комитета таможенного контроля МФ РК подписана технологическая схема взаимодействия по предоставлению предварительной информации о товарах и транспортных средствах следующих в адрес сторон. Внедрение данной технологии позволит исключить подлог документов, недостоверное декларирование и ошибки, что, естественно, позволит более тщательно формировать статистические данные по взаимной торговле КНР и Казахстана.

– Руководство комитета неоднократно обращало внимание силовых структур на деятельность посредников, которые организовывают на границе нелегальные схемы. Работа оперативных групп позволила пресечь их деятельность?

– Прежде всего для исключения таких посредников из логистических схем должна вестись разъяснительная работа с участниками внешнеэкономической деятельности. Многие предприниматели просто привыкли пользоваться их услугами. Я сталкиваюсь в работе с такими случаями, когда человек не знает названия компании и даже номер машины, на которой ему привезут груз. Нередко возникают ситуации, когда перевозчик с грузом товаров народного потребления на месяц застревает на границе и не может растаможиться. У него просто нет материальных средств или не готовы сопроводительные документы. Он живёт в гостинице, питается, перекладывая затем все эти затраты на плечи получателя товара, мотивируя удорожание услуги тем, что «выросли цены» на таможне. В этом случае мы просто бессильны помочь участникам ВЭД, так как у них нет элементарных правоустанавливающих документов на груз (накладной, договора и т.д.), только номер телефона посредника. При этом, если стоимость 1 кг груза при первоначальной договорённости с перевозчиком была 5 долларов, то эта цена может вырасти до 10–12 долларов в зависимости от тех затрат, которые перевозчик понёс ввиду своей непродуманной деятельности. Чтобы избежать такие ситуации, мы рекомендуем предпринимателям заключать договора как с транспортной компанией, так и с компанией, которая будет проводить таможенную очистку, чтобы затем в судебном порядке заказчики могли возместить нанесённый им ущерб. Кроме того, если в автомашине с консолидированным грузом будет найдена контрабанда, то мы сможем ещё до вынесения судебного решения разделить товар по получателям, и те товарные партии, в которых не было выявлено контрабанды, после таможенной очистки незамедлительно попадут к получателю. Сейчас же ввиду того, что перевозчик заявляет товары, следующие разным получателям как одну партию груза, следующую в адрес одного получателя, при выявлении контрабанды мы вынуждены задерживать весь груз до вынесения судебного решения.

– Будет ли продолжена работа по упрощению таможенных процедур, сокращению количества разрешительных документов?

– До конца года мы планируем завершить внедрение программы удалённого выпуска товаров. Сегодня комитетом проводится работа по оптимизации таможенных постов и их категорированию. Мы хотим сократить их количество в тех областных и районных центрах, где посты закроют, будет реализована система удалённого выпуска. То есть человек, используя вэб-портал Комитета таможенного контроля, сможет подавать таможенную декларацию и оформлять свои грузы прямо из дома по Интернету.

Кроме этого аналогичные меры будем принимать и в отношении крупных компаний, для облегчения их работы и стимулирования внешнеэкономического оборота. Таким крупным компаниям мы также предлагаем принимать статус уполномоченного экономического оператора, что значительно сокращает временные и материальные затраты при прохождении таможенных операций. К слову, 11 компаний-производителей уже приняли на себя статус УЭО.

С сокращением количества разрешительных документов всё не так просто. Есть очень большой объём документов, которые не зависят от таможни. То есть мы обязаны требовать их на границе, но их выдачу осуществляют другие министерства. В Казахстане в рамках электронного правительства реализован проект е-лицензирование. Но, к сожалению, некоторых разрешительных документов там до настоящего времени нет. В этой связи таможня предложила уполномоченным госорганам обмениваться реестрами данных документов, например на еженедельной основе. Мы будем эти реестры размещать на нашем сайте. Сотрудник Таможенного комитета всегда сможет отследить, что лицензия конкретной компании действительно выдавалась и действует, а предпринимателю больше не нужно будет предоставлять в таможенный орган бумажный вариант этой лицензии. Мы продолжим развивать систему обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, которая заработала в Казахстане с 17 июня и на сегодня охватила 84,8% таможенных постов по досмотру автомобильного транспорта. К концу года мы рассчитываем, что предварительное информирование позволит сократить время прохождения грузов через границу до 100 минут не только по уполномоченным экономическим операторам, но и всем другим участникам ВЭД.

megapolis.kz