18.04.08

Очередь в Россию

Увеличение времени простоя поездов на межгосударственных стыках, возникающее из-за возросшего потока мигрантов, заставляет принимать экстренные меры.

Справиться с возросшим временем простоев поездов поможет изменение графика движения и чёткая работа дорог с силовыми структурами России и стран Средней Азии.

«Поток мигрантов, направляющихся в Россию из Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Казахстана в поисках работы, огромен, – объясняет суть проблемы начальник Петропавловского отделения Южно-Уральской железной дороги Пётр Мелашенко. – На станцию Петропавловск, к примеру, ежесуточно прибывают до 500 человек. До пограничных станций они добираются автобусами. И остаются там до того времени, пока не купят билет на поезд, а их не хватает».

Как рассказал «Гудку» начальник контрольно-пропускного пункта «Петухово-железнодорожный» пограничного управления ФСБ России по Тюменской и Курганской областям Денис Борисов, из-за резкого увеличения числа граждан республик Средней Азии, направляющихся в Россию, время пограничного и таможенного контроля даже пришлось увеличить с 40 минут до 1 часа 17 минут. Но и его зачастую не хватает, в результате пограничники вынуждены задерживать поезда.

«При пересечении границы в поездах выявляется много лиц с неправильно оформленными и просто подложными документами на въезд в Россию. Таких пассажиров приходится снимать с поездов, на что затрачивается дополнительное время, – объясняет Денис Борисов. – Ежедневно снимаем с поездов до пяти человек».

Ещё больше проблем, чем поезда дальнего следования, железнодорожникам и пограничникам создают пригородные электропоезда, пересекающие российско-казахстанскую границу. В результате задержек электричек на приграничных пунктах для проведения контроля выполнение графика их движения в марте отстало от плана на 3,9%, а по итогам первого квартала – на 3,8%. Убытки в пригородных перевозках за первый квартал 2008 года на Петропавловском отделении достигли почти 1,5 млн руб.

В результате ЮУЖД отменила курсирование трансграничных электропоездов. Теперь маршрут электричек ограничен станциями внутри каждой из стран, а пассажирам, следующим из Казахстана в Россию или обратно, необходимо пройти контроль на пунктах пропуска.

Непростая ситуация сложилась и на Приволжской железной дороге. На стыковые станции Аксарайская-1 Астраханского отделения и Озинки Саратовского отделения из Средней Азии ежесуточно прибывают до 1900 человек. В Россию поезда приходят с большим опозданием. По данным заместителя начальника службы предоставления услуг инфраструктуры ПривЖД Вячеслава Дудника, за две недели апреля из 418 международных поездов 62 прибыло с опозданием на пять-шесть часов. В результате только на Астраханском отделении убытки из-за задержек поездов за первый квартал составили порядка 88 тыс. руб.

«Осложняет работу и то, что зачастую одновременно с прибывающим на пограничную станцию по графику российским поездом, идущим в Казахстан, приходит опаздывающий состав из Казахстана. При этом казахстанский поезд становится в очередь для таможенного и пограничного контроля, что как минимум ещё на один час увеличивает время его задержки. И только благодаря тому, что пограничникам удаётся в большинстве случаев укладываться в отведённое для проверки документов время, основная часть поездов нагоняет график, следуя по ПривЖД», – говорит он.

Как рассказал «Гудку» руководитель пресс-службы пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области Николай Лаврентьев, добиться соблюдения графика досмотра поездов позволило введение в прошлом году штрафов для начальников поездов, число пассажиров которых превышает число проданных билетов, так как именно перегруженность поездов является главной причиной потери времени при проведении пограничного контроля.

«Введение штрафов дало хороший эффект. Если в прошлом году «перенаселённость» была нормой для международных поездов, то сегодня это уже ЧП, – говорит Николай Лаврентьев. – В этом году зафиксировано всего несколько подобных случаев».

Штрафы российских пограничников могут обернуться и уголовным делом. Так, в прошлом году транспортная прокуратура Таджикистана в отношении членов 19 поездных бригад возбудила уголовные дела за безбилетный провоз пассажиров и населённость поезда сверх установленной нормы.

Совместно с таможенниками пограничники работают и над устранением ещё одной причины задержек поездов – контрабанды наркотиков.

«В этом году мигранты четыре раза пытались перевезти героин, всего около 20 кг. В результате доскональной проверки всех пассажиров в вагонах, где были задержаны наркокурьеры, поезда стояли от трёх до пяти часов каждый», – рассказал «Гудку» начальник таможенного поста железнодорожный пункт пропуска Аксарайский Андрей Дутов.

Однако и эту проблему стараются решить. Сейчас силовые структуры проводят операцию «КАНАЛ» по выявлению контрабанды и усилению контроля за попытками провоза наркотиков в Россию.

«Гудок», 18.04.2008