27.12.16

Очереди обрубают хвосты

В прошлый уикенд во многих пунктах пропуска на выезд в страны Евросоюза образовались очереди, в особенности в направлении стран Прибалтики. Почти 900 фур провели в томительном ожидании все выходные. В начале недели ситуация начала стабилизироваться. Сначала говорили о 700—800 фурах, потом — о 600, затем — о 400. Транспортный затор пусть и медленно, но начал рассасываться. В будние дни все виды транспортных средств без каких-либо задержек пересекали границу в нужном им направлении. Фуры проехали, а главный вопрос остался: почему же, несмотря на внедрение самых передовых таможенных технологий, легковые машины и большегрузы по-прежнему вынуждены долгими часами простаивать на границе?

Самый простой способ проверить, стоит ли выезжать за покупками в соседнюю Польшу или Литву, — зайти на официальный сайт Госпогранкомитета. Там в режиме онлайн можно отследить ситуацию в интересующем пункте пропуска. На Гродненщине легковые автомобили традиционно скапливаются на белорусско-польской границе, а вот грузовики с недавнего времени выбирают другой путь. Почему водители грузовиков резко изменили направление движения?

Ответ прост. На образование очередей, помимо традиционного возрастания автотранспортного потока в канун рождественских и новогодних праздников, влияют недавние ограничения на ввоз топлива в Польшу, из-за которых многие водители предпочитают выезжать из Беларуси в Евросоюз через Литву и Латвию. Да и сами праздники — это повод для увеличения транспортного потока. К этому времени товарооборот между странами-соседками увеличивается.

Чтобы воочию убедиться, совпадают ли цифры, указанные в табличке на сайте Госпогранкомитета, с реальным положением дел, отправляюсь в пункт пропуска «Привалка» на белорусско-литовской границе. Начальник пресс-службы Гродненской пограничной группы Сергей Шумейко предлагает лично убедиться, что пограничники работают в штатном режиме.

Действительно, легковых машин на въезде в пункте пропуска «Привалка» не оказалось. Грузовиков, где-то в один, а где-то и в два ряда, насчитала чуть более 50. Из кабины одного большегруза с польскими номерами выходит немолодой дальнобойщик. На ломаном польском пытаемся поддержать разговор:

— Скажите, долго стоите в очереди?

— Уже 15 часов. Вчера приехали. Решили сделать перерыв. У нашего товарища ночью слили 140 литров топлива. С этим надо что-то делать. Это уже не первый случай. Пожалуйста, расскажите своим службам, чтобы приняли меры.

— Откуда вы едете и куда?

— Еду из Москвы, здесь все из России едут. А еду домой в Польшу, праздновать Рождество.

— Почему же решили ехать домой через Литву? Крюк все-таки немалый.

— Там тоже очереди. А здесь ваши ребята хорошо работают, а вот литовцы совсем не шевелятся — одну машину в полчаса выпускают.

— Что везете?

— Здесь все практически полупустые стоят, топливо сейчас выгодно везти в этом направлении. Вот и стоим.

Несомненно, очереди в пунктах пропуска образовываются из-за неготовности литовской таможенной службы к неожиданному перенаправлению транспортных средств.

Также ситуация объясняется приближающимися новогодними праздниками. К концу года компании-перевозчики хотят выполнить обязательства по контрактам.

Пресс-секретарь Сморгонской пограничной группы Сергей Павлов уверяет, что этот поток большегрузов перед Новым годом — прогнозируемый и ожидаемый. Давно отработанный механизм позволяет действовать в штатном режиме.

Еще один польский водитель Дарэк Шпура говорит, что в прошлую командировку в этом же пункте пропуска задержался почти на сутки. Тогда в очереди скопилось почти 200 грузовых автомобилей. Все польскоговорящие водители, с которыми удалось перекинуться несколькими фразами, очень хорошо отзывались о работе белорусских пограничников и таможенников. И все признались, что ехать домой в Польшу через Литву заставляет ограничение на ввоз топлива.

В последнее время грузоперевозки в целом значительно возросли. В сторону Литвы движение грузового транспорта стало больше примерно на 30%. Литовская сторона принимает меры, но пока мы видим периодически возникающие очереди.

Начальник Гродненской региональной таможни Андрей Ковальчук уверен, что это временное явление:

— Ежегодно в преддверии новогодних праздников увеличивается поток транспортных средств в польском и литовском направлениях. Этот год не стал исключением. Возможно, на праздники будет некоторое увеличение потока легковых автомобилей. Очереди из грузовиков не ожидаем по простой причине: на территории Польши 25—26 декабря действует ограничение движения грузовых транспортных средств. Уже две недели наша служба работает в усиленном режиме. Из «горячего резерва» около 50 человек направлены в разные пункты пропуска Гродненщины.

Республика (г. Минск)