08.02.07

Одесский морской регион: итоги и перспективы грузоперевалки

Грузооборот портового комплекса "Большая Одесса" (Одесский, Ильичевский, Южный морские порты) за прошедший год составил 63.6 млн тонн (+1.9% или +1.2 млн тонн к предыдущему году). В целом, годовой объем грузоперевалки профильных предприятий Одесского морского региона (включая Украинский Дунай) превысил 80 млн тонн (+1% к предыдущему году).

Такие данные обнародованы Одесской облгосадминистрацией по итогам работы морехозяйственного комплекса региона.

Как указывает облгосадминистрация, на текущий год ожидается рост перевалки в шести из семи морских торговых портов, составляющих основу портовых мощностей региона. Основанием для прогноза выступают рост экспортного потенциала Украины и перспективы российского транзита. Исключение составит Усть-Дунайский морской порт (Украинский Дунай), для которого прогнозируется дальнейшее снижение грузооборота (итог порта в 2006 г. – 260.4 тыс. тонн, -58.9% к предыдущему году). Причина – стагнация деятельности основной производственной единицы порта – Килийского портопункта, специализирующегося на перевалке транзита в сообщении река-море. Как указывают власти, портопункт утратил позиции на рынке зерногрузов среднедунайского происхождения вследствие стагнации проекта украинского глубоководного судового хода (ГСХ) Дунай-Черное море (отсутствие госфинансирования в течение 2005–2006 годов). Спрос на стивидорные услуги портопункта, резко возросший в 2004 году вслед за сдачей в эксплуатацию первой очереди ГСХ (логистика - доставка грузов вниз по Дунаю, рейдовая перевалка на морские суда, транспортировка трассой ГСХ направлением на страны Средиземноморского бассейна) продержался вплоть до закрытия ГСХ в середине 2005 года. Причиной застоя в логистике, стратегической для портов Украинского Дуная, стала частичная утрата паспортных глубин первой очереди ГСХ вследствие прерванного сооружения защитной дамбы в морской части судового хода.

Исходя из сложившейся ситуации, облгосадминистрация инициирует привлечение инвестиционных ресурсов в реконструкцию и развитие перевалочных мощностей Усть-Дунайского порта. Цель – расширение номенклатуры перевалки (включая тарно-штучную составляющую), в том числе, с расчетом на возобновление эксплуатации ГСХ в текущем маркетинговом году (в рамках восстановленной первой очереди). Для сравнения: на сегодня доля тарно-штучной перевалки (продовольственные и прочие грузы) не превышает 2% совокупного транзитного объема порта.

"РЖД-ПАРТНЕР"; 08.02.07