08.05.09

Один на всех

Транспортный кодекс добавит рынку эффективности

Министерство транспорта совместно с научными организациями начинает разработку принципов построения единого Транспортного кодекса. Концепция развития транспортной системы России до 2030 года предполагает, что этот документ должен быть создан в 2011 году.

Министр транспорта Игорь Левитин убеждён, что для интеграции различных секторов транспортного рынка все его участники должны пользоваться единым и понятным Транспортным кодексом. Пока отдельные виды транспорта имеют мало точек соприкосновения. С этой проблемой министерство столкнулось в прошлом году при попытке создать общий закон о страховании пассажиров.

«Каждый отраслевой кодекс создан как очень специфичный и не предполагает за пределами своей компетенции каких-то совместных схем взаимодействия. Более того, везде по-разному, например, трактуют такие понятия, как «перевозчик», «грузоотправитель», «пассажир», - рассказал «Гудку» Сергей Аристов.

Главная задача нового кодекса, по мнению заместителя министра, состоит в том, чтобы грузоотправитель или пассажир заключали один договор на перевозку и их больше не волновали бы «стыковые вопросы». «Но для этого нужно, чтобы на транспорте были единые термины, единая ответственность, единое страхование, единое понимание перевозочного процесса», - пояснил он. Первым шагом к этому, по словам Сергея Аристова, стал внесённый в правительство закон «О смешанных и комбинированных перевозках».

Руководитель отдела правового регулирования транспортной деятельности правового департамента ОАО «РЖД» Альбина Корми-лицина считает, что кодекс всё равно будет состоять из совершенно самостоятельных разделов, посвященных различным видам транспорта. «Состыковать законодательство вряд ли получится, поскольку отраслевые кодексы имеют различную природу, - говорит Альбина Кормилицина. - Морской основан на международном праве, а железнодорожное и автомобильное законодательство - чисто внутреннее». Поэтому и термин «перевозчик» может трактоваться по-разному. В одном случае это лицо, которое заключает договор перевозки, а в другом - тот, кто осуществляет этот процесс.

«Я с трудом представляю, как один документ может регулировать в деталях, допустим, водный и железнодорожный транспорт, - сказал «Гудку» первый заместитель руководителя комитета по транспорту Госдумы Владимир Клименко. - Но общие принципы в транспортной сфере, конечно, необходимы». В случае успеха новый кодекс станет документом, который «продвинет и законодательно закрепит единство транспортной инфраструктуры страны», - считает депутат.

Заместитель генерального директора «НЛК-Транс» (оказывает транспортно-экспедиционные услуги) Дмитрий Быков одобряет инициативу Минтранса, однако сомневается, что её можно будет осуществить к 2011 году. «Это же колоссальный труд - соединить все имеющиеся указы, постановления, распоряжения. Но сделать это необходимо, потому что кодекс и облегчит процесс заключения договоров, и упорядочит сегодняшние дыры в транспортном законодательстве», - говорит Дмитрий Быков. Он считает, что необходимо ориентироваться на европейский опыт, где подобное правовое поле «понятно и просто». В России из-за отсутствия проработанного единого документа приходится подробно описывать все детали договоров, из-за чего они иногда «становятся похожи на книжные тома». «В Европе же договор - это несколько страниц со ссылками на документ», - сказал Дмитрий Быков.

Президент Евро-Азиатской логистической ассоциации Николай Титюхин считает, что кодекс может быть поддержан сообществом транспортников в том случае, если он решит проблему введения сквозной накладной и даст возможность увеличить долю электронного документооборота. «Это позволит нам интегрироваться в общее международное транспортное пространство и облегчить работу на территории страны», - говорит эксперт.

Ещё один довод в пользу создания кодекса высказал сенатор от Волгоградской области, член комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Владимир Бабичев: «В регионах из-за сложности законодательства уже запутались в нём и не знают, какая норма отменена, а какая действует, - заявил сенатор. - Конечно, нужно переходить к единому документу».

Идею создания единого Транспортного кодекса одобряет и член экспертного совета Федерального агентства железнодорожного транспорта Михаил Еремин. Вместе с тем он замечает, что пока Минтрансу не удаётся разобраться даже с законодательством о железнодорожном транспорте, которое приходится пересматривать из-за реформирования отрасли.

Усилить взаимодействие между различными видами транспорта можно другим путём, считает Альбина Кормилицина. «В Гражданском кодексе предусмотрен закон о прямых и комбинированных перевозках. Именно он должен усилить и объединить виды транспорта, если они участвуют в перевозке, - полагает Альбина Кормилицина. - У нас действительно есть проблемы на стыках, а здесь должно быть чёткое взаимодействие».

«Гудок», 07.05.2009