12.02.08

Околотаможенный рэкет

По существующему порядку при ввозе в Россию новых автомобилей импортёр обязан предоставлять таможенникам документ под названием «Одобрение типа транспортного средства (ОТТС)». Получить такую справку трудно и весьма затратно. Однако большинства автоперегонщиков до 1 января 2008 года это не касалось – они ввозили в страну в основном подержанные автомобили.

Счастье длилось недолго – до тех пор, пока в Федеральной таможенной службе РФ не смекнули, что и при ввозе бэушных иномарок можно дополнительно заработать, требуя от граждан справку о том, что ОТТС им предоставлять не надо. То есть справку о том, что другая справка не нужна.

Естественно, что такую бумажку никто за просто так выдавать не стал. Выполнять работу поручили коммерческому предприятию под названием ВНИИС, а также государственным организациям – ВНИИНМАШу и Калининградскому центру стандартизации и метрологии. Не бесплатно, конечно, а за 1700 руб. В Калининграде на спецтехнику справки выдает ещё и «Соэкс-Балтия». Однако основной денежный поток за продажу справок, измеряемый миллионами рублей в месяц, идёт в кассу ВНИИСа – туда вынуждены обращаться со всей России. Почему и за какие «красивые глазки» ФТС предоставил такой лакомый кусок коммерческой структуре – неизвестно, но догадаться нетрудно.

Способы «ошкуривания» наших граждан границ не имеют. С недавних пор таможенники придумали ещё один способ выкачивания денег из карманов автоперегонщиков. Раньше при таможенном оформлении автомобилей данные по мощности двигателя брались из справочника «Евротакс». Теперь же таможенники направляют владельцев иномарок «на экспертизу» в фирму «Ростэк» (это околотаможенная структура), которая «всего за 1000 рублей» выдаёт необходимую справку. Не исключено, что информацию там берут всё из того же справочника «Евротакс»... А когда граждане возмущаются по поводу незаконных поборов, те удивляются: «Вам что, жалко 1000 рублей?»

Предлогов направить людей на различные экспертизы у таможенников предостаточно. Даже при ввозе двадцатилетней строительной техники, когда никаких сомнений в её старости нет, они всё равно требуют справку о том, что она бэушная.

Незаконно поступают приграничные мытари и при назначении суммы таможенных платежей за ввезённую иномарку. Дело в том, что таможенную стоимость автомобиля они берут из справочника «Евротакс», в котором цены указаны с учётом предпродажной подготовки автомобилей, причём не российской, а дорогой заграничной. Диктуемые таким образом суммы значительно превышают цены на подержанные машины, приобретаемые перегонщиками с рук у иностранцев. А с нового года таможенники стали ещё и требовать, чтобы эту завышенную цену перегонщики указывали и в купчей, что повлекло за собой уплату завышенных налогов при продаже машины.

Приходится констатировать, что наша таможня на выдумки неисчерпаема.

Дмитрий Пискунов , "Авторынок Калининграда", №6 от 12.02.2008