26.12.18

Онлайн-коммерция в ожидании новых складов

Развитие онлайн-магазинов в России невозможно без развития складской инфраструктуры, уверен гендиректор и владелец группы компаний «Мультимекс», петербургский бизнесмен Андрей Пригульный. С ним согласны и игроки рынка e-commerce

Как стало известно на недавно проходившей в Москве конференции «Электронный оборот 2018», доля онлайн-коммерции в Росии сейчас составляет около 5% от общего объема торговли. Эта цифра может быть больше, если у онлайн-магазинов будет достаточное количество складов для хранения реализуемой продукции.

Аппетиты растут

Безусловно, в современной России есть ряд факторов, способствующих развитию электронной коммерции. Это и высокий уровень ВВП на душу населения, и огромная интернет-аудитория. Но все предпосылки для активного развития этого сегмента рынка упираются в отсутствие необходимой инфраструктуры: складов и центров обработки заказов. По оценке генерального директора Ozon.ru Александра Шульгина, каждому из крупных российских онлайн-ретелейров для того, чтобы в течение ближайших 2 лет поддерживать нынешние темпы роста, необходимо минимум по 1 млн. квадратных метров площадей для складов и центров обработки заказов. Сможет ли российский рынок коммерческой недвижимости удовлетворить подобные запросы онлайн-ретейлеров? Андрей Пригульный уверен, что сможет.

«Операторы складских помещений, как правило, очень тонко чувствуют конъюнктуру рынка и предвосхищают спрос на площади, - говорит он. – Растущий успех электронной коммерции в России наверняка станет определенным сигналом к действию для игроков рынка складской недвижимости». Впрочем, по оценке Андрея Пригульного, даже если в стране не будут ежегодно открываться десятки тысяч новых складов, помещения для онлайн-магазинов все равно найдутся.

«Коммерческая недвижимость – очень динамично меняющийся сегмент рынка, – продолжает он. – У одного арендатора дела идут не очень, и он освобождает склад. На этом рынке побеждает сильнейший. И арендаторы, успешные в своем бизнесе, будут естественным путем вытеснять с коммерческих площадей своих коллег, которым повезло чуть меньше. Новые склады для поддержки онлайн-коммерции, безусловно, нужны, но не в гигантских количествах, именно по той причине, о которой я сказал выше. Ведь даже уже существующие площади дают компаниям, занимающимся онлайн-коммерцией, отличные возможности для развития».

Качество, а не количество

По данным исследования компании CBRE «Складской рынок в эпоху e-commerce», опубликованного в 2017 году, в России насчитывалось около 18 млн. квадратных метров складских площадей классов A и B, из которых один миллион квадратных метров приходился на долю онлайн-торговцев. По прогнозам специалистов той же компании, до 2020 года российским и зарубежным компаниям, работающим в сфере e-commerce, потребуется еще 3,2 млн. квадратных метров складских площадей.

«Такие прогнозы вряд ли заставят кого-то из операторов коммерческой недвижимости судорожно открывать новые склады, – рассуждает Андрей Пригульный. – Осторожность в этом бизнесе – один из важнейших факторов. Нужно сначала понаблюдать за растущим сегментом e-commerce, а потом уже принимать решения. Под развитием складской инфраструктуры я понимаю не строительство коммерческих объектов одного за другим, а модернизацию существующих помещений и «вдумчивое» открытие новых складов, соответствующих современным стандартам».

АиФ Санкт-Петербург