07.08.08

Оригинальный контрафакт

Независимые дилеры и автосервисы могут остаться без работы. Производители иномарок начали бороться с не санкционированным ими импортом оригинальных запчастей

Среди самых активных борцов с неофициальными дилерами и сервисами — Porsche AG, недавно добившаяся конфискации автомобиля, ввезенного в Россию без ее разрешения. Представительство автоконцерна — «Порше Руссланд» — намерено пресечь неофициальную продажу автомобилей и запчастей в России, отмечает Оксана Хартонюк, директор по маркетингу и PR компании. С момента своего создания в 2005 г. «Порше Руссланд» отправляла в год по 20 претензий к компаниям, без разрешения использующим товарные знаки Porsсhe в рекламе и доменных именах.

В 2008 г. число претензий значительно выросло, рассказывает Дмитрий Курдюков, руководитель юридического отдела «Порше Руссланд». Например, в конце июля «Порше Руссланд» направила письмо (копия есть у «Ведомостей») компании «Толекс тюнинг» о том, что та «нарушает исключительные права Porsche AG на результаты интеллектуальной собственности», предлагая на сайте 9954422.ru запчасти, автомобили и сервис Porsche. «Толекс тюнинг» сайт закрыла.

Большинство компаний устраняют нарушения, но примерно по 10 случаям Porsche пришлось обращаться с исками в арбитраж, отмечает юрист.

Запчасти вне закона

Сражаясь с серым импортом, «Порше Руссланд» написала около 10 писем таможенникам о незаконном введении в оборот товаров, маркированных знаками Porsche. В прошлом году по обращению компании московский ОБЭП и представители Центральной акцизной таможни искали запчасти с товарным знаком Porsche на складе одного из крупнейших поставщиков автокомплектующих — компании «Автологистика» (оборот в 2007 г. — 2 млрд руб.), рассказал директор компании Михаил Кулябин. А 8 августа московский арбитраж рассмотрит иск Выборгской таможни, обвиняющей «Автологистику» в незаконном ввозе запчастей Honda и Nissan — от капотов до свечей. «Груз стоимостью $19 000 [на таможне] задержали по заявлению “Хонда мотор рус” и “Ниссан мотор рус”, считающих, что только они могут импортировать и продавать зачасти с товарными знаками Honda и Nissan в России», — возмущается Кулябин. На предыдущем заседании судья Анатолий Ерохин ссылался на «сложившуюся в Москве правоприменительную практику», рассказывает Кулябин (злополучный Porsche Cayenne был конфискован по решению московского арбитража).

Сотрудник «Ниссан мотор рус» сообщил, что компания не инициировала разбирательство с «Автологистикой», а была привлечена таможней к делу в качестве третьей стороны. Пресс-служба «Хонда мотор рус» ответила, что компания «пока не готова делать публичных заявлений».

Получив решение суда, «Автологистика» обратится в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на иностранные корпорации, злоупотребляющие правом на товарные знаки и монополизирующие российский рынок, обещает Кулябин.

Замглавы ФАС Андрей Кашеваров сообщил «Ведомостям», что пока подобных обращений не было, поэтому служба вопрос не изучала. По словам Кулябина, «Автологистика» намерена изменить сложившуюся судебную практику, пройдя все инстанции вплоть до Международного коммерческого арбитража при ТПП.

Запрет на импорт оригинальных запчастей независимыми автосервисами приведет к росту подделок, контрабанды и угонов автомобилей с целью продажи их на запчасти, делает мрачный прогноз директор «Автологистики». По его оценке, в Москве сейчас на каждый официальный дилерский автосервис приходится четыре независимых. В первую очередь пострадают владельцы моделей иномарок, официально не продающихся в России, добавляет Павел Ищенко, начальник оптового отдела компании «Автотрейд-Иркутск», которой Toyota в прошлом году пыталась запретить ввезти в Россию запчасти для праворульных автомобилей. Их в России у официальных дилеров не купишь.

Сотрудники других автоконцернов на вопрос о преследовании неофициальных импортеров оригинальных запчастей дружно рапортовали, что ведут комплексную защиту брендов ( формулировка GM), но о конкретных действиях в этом направлении рассказать не смогли. «Нам бы сейчас обеспечить спрос на машины и сервис в официальной дилерской сети, до серых дилеров руки не доходят», — объяснил сотрудник российского представительства концерна, входящего в десятку крупнейших продавцов иномарок в России.

Территория свободы

Судя по базе данных арбитражных судов России, Сибирь — единственный регион страны, где ввоз оригинальных товаров без разрешения владельца товарного знака не считается нарушением. По обращению японской Toyota Motor Corporation Иркутская таможня в 2007 г. задержала запчасти с надписями Toyota, которые «Автотрейд-Иркутск» приобрела у компании «Аль Васл автозапчасти» из ОАЭ (в самой Японии купить запчасти сейчас сложно), вспоминает Ищенко.

Арбитражный суд Иркутской области и апелляционная инстанция признали, что ввоз запчастей нарушает права Toyota Motor Corporation, и постановили товар конфисковать, а импортера оштрафовать на 30 000 руб. Но Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в декабре 2007 г. эти решения отменил. В его решении объясняется: незаконным использованием товарного знака следует считать нанесение его на контрафактный товар. А если товар оригинальный, то нарушения прав владельца бренда нет. Эту позицию поддержал Высший арбитражный суд, отказав 15 мая 2008 г. Toyota Motor Corporation в передаче дела в президиум ВАС. Следующие четыре иска от таможни — по одному на каждую новую ввозимую партию запчастей Toyota — «Автотрейд-Иркутск» выигрывала в первой инстанции, говорит Ищенко.

Toyota от борьбы не отказалась: Николай Богданов, партнер юридической фирмы «Городисский и партнеры», защищающей интересы японского автоконцерна, рассказал, что юристы написали письмо председателю ВАС Антону Иванову с просьбой разъяснить, как поступать в похожих ситуациях. В ВАС нет единообразия в принятии решений по однотипным спорам, поясняет Богданов. В мире существует два варианта толкования прав на товарный знак: согласно первому исключительные права на бренд перестают действовать после его продажи. Этот принцип распространяется, например, на территории Европейского Союза в отношении продукции, приобретенной в любой из входящих в него стран. Второй принцип, применяемый в России, предусматривает, что права утрачиваются после того, как товар пересек границу. Сколько раз товар перепродавался до этого, значения не имеет.

Парфюм за 30 000 руб.

Проверять, давал ли владелец знака разрешение на ввоз товара в Россию, таможенники могут в течение года после его провоза через границу. Это позволяет хозяевам брендов добиваться конфискации неофициальной продукции прямо с магазинных полок.

Одно из подобных дел тоже дошло до ВАС. В январе 2007 г. юридическая фирма «Усков и партнеры», представляющая интересы Hugo Boss Trade Mark Management, сообщила в Сочинскую таможню, что краснодарский оптовик «Меркурий-парк» продает парфюмерию без разрешения правообладателя. После чего сочинские таможенники нашли и изъяли в сочинском филиале «Меркурий-парка» 82 флакона, маркированных Hugo Boss. Экспертиза показала, что вся изъятая парфюмерия является оригинальной, но один из флаконов туалетной воды Hugo Boss Women емкостью 125 мл (розничная цена — около 1600 руб.) ввезен в Россию без разрешения Hugo Boss. Арбитражный суд Краснодарского края по иску таможни постановил флакон конфисковать, а «Меркурий-парк» оштрафовать на 30 000 руб. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа оставил решение в силе, а ВАС на заседании 18 июля 2008 г. с этим согласился.

Председателем коллегии ВАС был Алексей Чистяков, под руководством которого коллегия ВАС двумя месяцами ранее признала за «Автотрейд-Иркутск» право ввозить запчасти Toyota.

«Если количество таких претензий увеличится, то малому бизнесу будет сложно выжить. Предпринимателям придется платить иностранным компаниям за право использования их брендов, что не всем по карману», — говорит Владислав Тарасенко, управляющий партнер Центра развития среднего бизнеса. К тому же это хороший способ насолить конкуренту, сообщив в таможню или компанию, что в магазине продается товар с брендом, который конкурент ввез самостоятельно и без разрешения правообладателя, считает Тарасенко.