25.04.13

Особенности национальной таможни

На последнем заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа» в роли основного докладчика выступил руководитель ФТС России Андрей Бельянинов. Он рассказал присутствующим сенаторам «О деятельности Федеральной таможенной службы в условиях функционирования Таможенного союза».

Напомним, что первый элемент Евразийского союза - Таможенный союз (ТС), созданный Россией, Белоруссией и Казахстаном, стал активно действовать более года назад. Благодаря этому таможни между тремя странами исчезли и встали на контроль по внешним границам экономического объединения. Разумеется,вступили в силу законодательство Таможенного союза, Единый таможенный тариф, Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами ТС в торговле с третьими странами.

Цель развития Единого экономического пространства - эффективное развитие экономики вошедших в него государств, повышение уровня жизни населения за счет реализации четырех свобод: свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Поэтому законодательство ТС сориентировано на упрощение таможенных операций и улучшение условий деятельности хозяйствующих субъектов. И в этих целях ФТС России активно занимается развитием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, соответствующей новой компьютеризированной транзитной системе, применяемой странами Европы.

Так что, как сообщил Бельянинов, будет в России «бесконтактное» (т.е. без общения с таможенниками) обслуживание посредством электронного декларирования товаров и их автоматического выпуска. Значит, проезд через таможню будет почти без остановки благодаря переносу контроля на стадию после выпуска товаров с ее территории.

Да, проблем у Таможенного союза немало. Пока что не смогли три страны договориться о ставках ввозных таможенных пошлин. Так по 72 товарам ставки в Казахстане ниже, чем в РФ и Белоруссии. А вошедшая в ВТО Россия ввозит 108 видов товаров автотранспортом с таможенными пошлинами ниже, чем в Белоруссии и Казахстане. Проблемы и с перечнем товаров, на которые распространяется обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин. Есть факторы непрозрачности процессов таможенного администрирования стран-участниц Союза, которые тормозят внешнеэкономическую деятельность.

И все же, как сообщил Андрей Бельянинов, одним из ключевых показателей эффективности Таможенного союза является рост взаимного товарооборота в 2012 году на 8,7% ($68,6 млрд.) А поступления таможенных платежей в федеральный бюджет выросли более чем на 630 млрд. руб.

Но дотошных сенаторов не укачала информация об успехах и планируемых достижениях. Они сравнили скорость обслуживания у российских таможенников с их южно-корейскими коллегами (сравнение разумеется не в нашу пользу!). Из зала прозвучал вопрос:
- Когда российская таможня будет самой цивилизованной в мире?
- Не могу сказать, что завтра - признался Бельянинов, а после паузы уточнил: - Послезавтра!

Сенаторы аплодировали такому обнадеживающему заявлению.

Но Игорь Шубин, представляющий в Совете Федерации Пермский край, вернул их к реальности. Он напомнил о вечных проблемах с почтой, по-деловому предложив обратить внимание на необходимость технического перевооружения таможенных служб.

Действительно, ведь в это время в Москве скопилось до 500 тонн необработанной или не вывезенной международной корреспонденции. Аэропорты столицы перестали выгружать из самолетов посылки и письма.

По версии главы ФТС, почтовый затор произошел, потому что прогресс электронного ритейла далеко обошел почтовую и таможенную технологии. В чяастности, по его данным, в первом квартале этого года объемы интернет-закупок из России выросли более чем на 10%. Как сказал Андрей Бельянинов, все зависит от почтовиков – «мы не ведущие, мы ведомые» и, заверил, что, если почтовое ведомство предоставит площади, то таможенники сделают все необходимое для разгрузки международных отправлений, наберет еще несколько сот человек к имеющейся сейчас 64-тысячной армии своих работников.

Но, по данным аналитиков на сотрудников Почты, работающих с производительностью 3,5 тонны на человека ежедневно, приходится вчетверо меньше сотрудников таможенной службы, имеющих КПД 801 кг на человека в день. Так, в Москве на 246 почтовых операторов - 61 таможенный. А в аэропорту Внуково на 64 сотрудника почты приходилось 3 таможенника. Также и в других городах. И это похоже на противостояние двух ведомств, которые «идут не в ногу».

Очевидно, что логистика таможенного обслуживания не выдерживает критики. Притом, что 90% международной почты поступает в Москву, на растамаживание ее отправляют в Оренбург, Самару, затем возвращают в Москву на сортировку и потом - к адресату. И везде купленные в считанные минуты по электронной почте товары часами, днями, неделями проходят растамаживание вручную.

Так что с одной стороны - Таможенный союз, и Единая автоматизированная информационная система таможенных органов, а с другой - сотни женщин таможенной службы, которые голыми руками обрабатывают килограммы почтовых отправлений. Можно сказать, «блеск и нищета российской таможни»!

Трибуна (г. Москва)