27.05.13

От перевозок – к услугам

В Санкт-Петербурге обсудили перспективы создания объединённой транспортно-логистической компании

Не так давно на полигоне Октябрьской железной дороги был проведён круглый стол по вопросу развития транспортно-логистического бизнеса холдинга «РЖД». Развернувшаяся дискуссия объединила такие ключевые фигуры рынка грузовых перевозок на Северо-Западе, как Октябрьский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания, «РЖД-Логистика», Федеральная грузовая компания, GEFCO, Октябрьская дирекция управления движением.

Без праздных слов

Открывая мероприятие, начальник Октябрьской магистрали Виктор Степов сразу задал и тон, и направление разговора.

– Сегодня, когда дорога начала деятельность в формате Регионального центра корпоративного управления, наша главная задача – координация работы всех филиалов и ДЗО ОАО «РЖД», направленная на реализацию стратегии развития холдинга, на максимальное использование его потенциала на рынке транспортно-логистических услуг Северо-Запада – одного из важнейших регионов России, где расположены ключевые для экономики страны порты, – сказал он. – Не секрет, что общемировая экономическая ситуация демонстрирует признаки серьёзной стагнации. Российская экономика является частью мировой, поэтому естественно, что всё происходящее самым непосредственным образом влияет и на ОАО «РЖД». Это видно, главным образом, по результатам грузовой работы. По итогам первого квартала погрузка снизилась на 4%. Это серьёзная цифра! Но сам факт проведения круглого стола по вопросам развития логистического бизнеса говорит о том, что компания знает, как нащупать пути выхода из кризиса. Причём выхода с последующим наращиванием своих мощностей.

О приоритетных направлениях бизнеса холдинга в рамках дискуссии рассказал начальник Департамента управления транспортно-логистическим бизнес-блоком ОАО «РЖД» Алексей Каменобродский. По его мнению, так называемая базовая перевозка, занимающая сегодня 88% рынка, в долгосрочной перспективе по-прежнему останется основой рынка. Однако её доля на рынке комплексной логистики будет неуклонно снижаться. Рост же доли Value-added-услуг будет обусловлен двумя факторами: консолидацией фрагментированного рынка 3PL в России и усложнением логистических цепочек. Важно и то обстоятельство, что Value-added-услуги имеют стратегическое значение, так как позволяют привязать клиента и обеспечивают дополнительный спрос на перевозки. Тем самым темпы роста логистических услуг будут гораздо выше, чем у базовых перевозок.

Но самые большие темпы роста сегодня – у контейнерных грузов. В первую очередь потому, что в России происходит увеличение контейнерной инфраструктуры. А усложнение логистических цепочек делает контейнерные перевозки более удобными, чем иные их виды.

Интеграция и синергия

Участники круглого стола акцентировали внимание на том, что ОАО «РЖД» можно охарактеризовать в настоящий момент как компанию-перевозчика, а новая модель холдинга нацелена на повышение привлекательности, устойчивости и реализацию синергий бизнеса его подразделений. Таким образом, новая парадигма заключается в создании перевозочно-логистической компании, а её итогом станет несомненный рост стоимости грузового бизнеса РЖД.

В этой связи особенно важно, что географически по территории России проходят ключевые транспортные коридоры Запад – Восток, Север – Юг. Пока что этот потенциал реализуется не в полной мере (менее 1% в транзите), поэтому РЖД необходимо развиваться за пределы страны, используя текущие рыночные возможности. Этот курс сегодня компанией взят. Так же, как и курс расширения присутствия на транспортно-логистическом рынке. И первоочередная задача здесь – интеграция GEFCO в бизнес холдинга.

По сути, создание объединённой транспортно-логистической компании (ОТЛК) ставит перед собой следующие цели. Во-первых, интеграцию транспортных систем внутри Единого экономического пространства (ЕЭП). Во-вторых, повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта ЕЭП на международном транспортном рынке. В-третьих, рост доходов национальных железнодорожных компаний за счёт повышения объёмов международных (в том числе транзитных) перевозок грузов. Основу бизнес-модели ОТЛК составят: вертикально интегрированная база активов, комплексная услуга по перевозке ЖД с «последней милей», сетевой охват на территории ЕЭП. Всё это к 2020 году позволит увеличить доходы от инфраструктуры на 1,6 млрд долларов, стоимость контейнерного бизнеса стран ЕЭП – на 0,9 млрд долларов, повысит ВВП стран ЕЭП. ОАО «РЖД» займёт сильную позицию на международном транспортном рынке.

От инвестирования к координации

В настоящее время модель управления холдинга «РЖД» переходит от «инвестора» к «координатору». Ключевая цель – синхронизация, устранение внутренней конкуренции между ДЗО и реализация синергий. В соответствии с проектом целевой операционной модели подразумевается чёткое разграничение функционала и ответственности. Департамент управления транспортно-логистическим блоком будет разрабатывать его стратегию, распределять сегменты рынка между ДЗО, определять систему ценообразования и тарифной политики, координировать процесс продаж, согласовывать и инициировать разработку новых продуктов и отвечать за согласование масштабных проектов блока. GEFCO и «РЖД-Логистика» сфокусируются на продаже услуг 3PL/4PL, операторские компании («ТрансКонтейнер», «РейлТрансАвто», Федеральная грузовая компания, «Рефсервис») – на предоставлении подвижного состава и выполнении door-to-door перевозки грузов для клиентов, не заинтересованных в 3PL-услугах. ЦФТО будет отвечать за организацию грузовых железнодорожных перевозок и координацию процесса продаж (через клиентских менеджеров), а Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом – за эксплуатацию, модернизацию и развитие соответствующих центров и грузовых дворов.

Ещё одна инициатива, которая будет способствовать реализации всех поставленных задач, – создание на сети ОАО «РЖД» института клиентских менеджеров. Это будут специалисты, в полной мере вооружённые пакетом услуг, предоставляемых всеми «дочками» компании. GEFCO в России сегодня – это 400 человек. «РЖД-Логистика» – 300 на всей сети. Поэтому клиентские менеджеры станут одними из ключевых фигур в современном транспортно-логистическом бизнесе РЖД.

Планы – в жизнь

Круглый стол признали полезным все его участники. Ожидается, что подобные мероприятия теперь пройдут на всех дорогах сети, а представители Октябрьской вышли с инициативой стать пилотными. Ведь именно здесь уже имеются серьёзные наработки в этом вопросе, и инновации в управлении ложатся в основу инноваций в технологии. Октябрьская магистраль – это 60% грузооборота Северо-Запада, 38% грузооборота сети через порты, 3 тысячи клиентов, погрузка более 100 млн тонн грузов в год, 6% инвестиций в региональную экономику. На Октябрьской реализованы проекты «7 шагов», «Блок-трейн», а также осуществляются мультимодальные перевозки с использованием морского транспорта. Конечно, продуктовая линейка, сформированная на полигоне ОЖД, требует дальнейшего развития, но достигнутые результаты вполне могут стать основой для формирования эффективной системы продажи логистических услуг на всей сети российских железных дорог.

Практическим же итогом круглого стола стало создание рабочей группы, которая займётся детальной проработкой вопросов развития логистического бизнеса. Завершая встречу, Виктор Степов подчеркнул, что «сегодня все участники этого процесса входят в состав огромного холдинга, способного решать сложнейшие задачи».

Гудок