10.10.06

От порога до забора

Чиновники рапортуют, что все готово для создания Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана

Евразийский экономический союз стоит на пороге решения важнейшей задачи создания Таможенного союза, который станет еще одним элементом взаимодействия РФ со странами Азии. Об этом заявил генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота, выступив вчера на Международном экономическом форуме Россия Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР): к стратегическому, экономическому партнерству и диалогу цивилизаций . Независимые эксперты полагают, что чиновник явно поспешил с этим сообщением.

Как отметил генсек ЕврАзЭс, в союз сначала войдут Россия, Белоруссия и Казахстан, а потом и другие страны члены организации. Параллельно, по словам г-на Рапоты, готовится к подписанию соглашение о поощрении взаимной защиты инвестиций. Оно будет регламентировать общие условия деятельности, гарантии прав и мер защиты интересов государств членов ЕврАзЭс, в том числе на рынке ценных бумаг. При этом чиновник подчеркнул, что средний рост инвестиций в 2005 году составил около 12%.

Как рассказал Новым Известиям заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин, Таможенный союз дело очень хорошее и важное. С этого же начинал Евросоюз единственный на сегодняшний день удачный пример последовательной экономико-политической интеграции. Без него просто невозможно никуда двигаться. Для того чтобы создать единое экономическое пространство, необходимо выработать общие для всех правила импорта товаров с одинаковыми ставками , отметил он. Отсутствие этих правил эксперт проиллюстрировал на примере Украины, где уже давно действуют запретительные меры в отношении подержанных иномарок старше пяти лет, тогда как в других соседних государствах, в частности в России, эти нормы менее строгие. Из-за подобных расхождений украинцы в ЕврАзЭс и не торопятся , пояснил он.

Однако установить единые ставки по мановению волшебной палочки не получится. Хотя бы потому, что возникает проблема: в казну какой страны пойдут средства, поступающие от общей таможни? Нужен наднациональный орган, который бы занимался регулированием этих тарифов и распределением поступлений от них по карманам участников Союза. Украина опять же не согласна у них это противоречит конституции. Но и с членами ЕврАзЭс об этом тоже нужно договариваться, тяжело и упорно , отмечает г-н Жарихин.

По его мнению, трудности реинтеграции бывших союзных республик вытекают из их разных экономических возможностей. Те же таможенные сборы в России и Узбекистане, например, сильно отличаются друг от друга, поскольку выполняют совершенно разные экономические функции. Скажем, законодательство РФ пытается охранять от иностранного демпинга местную промышленность, тогда как в республиках Средней Азии это менее актуально. В этой связи, как считает эксперт, говорить о том, что Таможенный союз может быть создан в самое ближайшее время, это выдавать явно желаемое за действительное. Переговоры будут тяжелые , констатирует г-н Жарихин. А что касается полной экономической интеграции, то здесь будет процесс еще лет на тридцать опыт Евросоюза в этом убеждает. После введения общего таможенного пространства встанет вопрос о пограничном Союзе, едином визовом режиме и так далее. Вот почему попытка сразу создать единую российско-белорусскую валюту была обречена на провал. Пока же нужно вспоминать уже подзабытый термин из истории Общий рынок . Там тоже начиналось с этого , заключает эксперт.

Новые известия; 10.10.06