05.07.06

Отчего трясет рынок алкоголя

О том, что с 1 июля вводится запрет на продажу алкогольной продукции со старыми акцизными марками, стало известно еще в декабре прошлого года.

Вроде бы все идет по плану - новые марки напечатаны, необходимые документы приняты. А в магазинах ассортимент горячительного стал значительно беднее.

И народ недоумевает: "Зачем было все это затевать, если создались такие трудности? А главное - чего ждать дальше?". Ответ на эти вопросы корреспондент "РГ" сначала пыталась найти в минэкономразвития. Но там популярно объяснили, что затея с новыми акцизными марками - не их инициатива. Посоветовали обратиться в минфин, дескать, это была их идея. В минфине тоже сначала удивились, но от комментариев не отказались. Как объяснил пресс-секретарь министра финансов Павел Кузнецов, перемаркировка алкогольной продукции была предпринята для того, чтобы наладить должный контроль на этом рынке. "Ведь ни для кого не секрет, - сказал он, - что рынок наводнен напитками неизвестного происхождения. Во многих случаях не приходится говорить о просто "паленом" алкоголе. Это уже смертельно опасная жидкость. С "левым" алкоголем и раньше боролись с помощью акцизных марок. Но предприимчивые производители "самопального" продукта научились их весьма успешно подделывать, а также пускали в дело марки, подлежавшие уничтожению в легальном секторе".

Теперь начнет действовать Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС).

И с ее помощью можно будет отследить происхождение буквально каждой бутылки, поступающей в торговую сеть. Такой контроль создает настоящий барьер на пути подделок. "Нечестным коммерсантам, - заметил Павел Кузнецов, - он совершенно ни к чему. Не исключено, что именно они сейчас громче всех кричат о том, что перемаркировка была плохо подготовлена. Однако специалисты рассказывают, что более 80 производителей, имеющих лицензию на выпуск алкогольной продукции, так и не подали заявки на установку оборудования ЕГАИС. Это говорит о том, что легально, под контролем этой системы, они работать не могут.

Поступают жалобы на то, что якобы не хватает новых акцизных марок. Со всей ответственностью заявляю: объединение "Гознак" Минфина России вовремя наладило производство и обеспечило их выпуск, как по видам, так и по количеству. Крайний срок от получения заявки до выдачи марок - три месяца. Планируется сократить его до одного месяца. Но сейчас во многих случаях от подачи заявки до выдачи марок проходит всего пять дней: "Гознак" создал необходимый их запас, и они всегда наготове".

Как говорится - доверяй, но проверяй. Решили выяснить, как обстоят дела на "Гознаке". Советник генерального директора объединения Наталья Никифорова подтвердила, что они приступили к разработке марок еще в августе прошлого года, как только узнали о планах на перемаркировку. "Ведь нам нужно было еще сделать специальную бумагу, - рассказала она. - И уже 4 декабря мы начали печатать федеральные марки для российской продукции. А что касается импорта, то Федеральная таможенная служба дала заказ на первый квартал 2006 года на 107 миллионов штук. К двадцатым числам марта уже было готово 98 миллионов. Обычно в среднем в год мы печатали 800 миллионов акцизных марок. На этот год получили заказ на 1 миллиард, который распределили примерно по 90 миллионов в месяц. Но на июнь нам подтвердили заказ только на 12 миллионов, потому что таможня ими уже затоварилась - производители не закупили оборудование и марки остаются невостребованными".

Тем не менее проблема существует - алкогольной продукции в магазинах стало меньше, хотя до настоящего дефицита пока, к счастью, далеко. Представители алкогольного бизнеса все-таки настаивают на том, что новые марки появились с опозданием. Торговле дали фору в полгода, видимо, этот срок следовало бы увеличить, поскольку, как показала практика, времени все-таки не хватило, чтобы перейти на новую систему. "Новая марка для отечественной продукции появилась в конце февраля - начале марта, а для импортной - только в апреле-мае. Что касается новых партий спиртного, то здесь нужно отсчитать еще не менее трех месяцев, чтобы продукция дошла до прилавка. А тут еще вышел запрет на молдавские и грузинские вина. Вот и наступила пауза в поставках", - объяснил директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз. - Из-за этого мы потеряли половину импорта виноматериалов, которые разливались в России. Рынок буквально оцепенел в ожидании того, откуда еще запретят поставки".

Меньше всех пострадали крупные магазины, у которых в обороте алкоголь составлял порядка 15 процентов. Они выстояли за счет других товаров. А вот с мелкими, где до половины оборота давал алкоголь, ситуация очень тяжелая. "В Санкт-Петербурге, например, сократилось 40 процентов розничных точек, торговавших алкоголем, - сообщил Дробиз. - В среднем по стране эта цифра составляет 60 процентов. А особенно тяжелое положение в глубинке, где нет больших магазинов - только маленькие. Алкогольный рынок стал зоной рискованного предпринимательства. Банки не хотят давать нам кредиты, потому что не знают, кто из нас завтра рухнет. Западные компании перестали давать нам отсрочки по платежам, так как сомневаются, что смогут получить деньги за свою продукцию. А то торговля уже два месяца назад не хотела брать у нас на реализацию продукцию со старыми марками".

Впрочем, Вадим Дробиз не считает, что все происходящее связано с переделом рынка и стремлением государства его монополизировать, на что не раз намекали многие эксперты. Как выходить из этой ситуации? Понятно, сказал Дробиз, бизнес сделает все, чтобы свести свои издержки к минимуму и насытить рынок продукцией. Но потребитель должен знать, что перевозка джинов, виски и прочего на переклейку марок обойдется примерно в 10 рублей на каждую бутылку. Но если "переклейка" импортного алкоголя происходит на таможенном складе, то российскую продукцию придется возить производителю, например, из другого города в Москву. А это уже "пахнет" не 10 рублями, а много больше. Так что обновленное спиртное будет стоить дороже. По прогнозам Союза участников алкогольного рынка, в среднем цена поднимется на 20-30 процентов.

Впрочем, Дробиз не отрицает, что сама по себе перемаркировка - дело нужное. Она поможет убрать с рынка недобросовестных производителей, оздоровит конкуренцию, очистит магазины от недоброкачественной продукции.

Российская газета 05.07.06