30.09.05

Отдаленные передовики

Когда за одну неделю одно таможенное управление (в нашем случае - Дальневосточное, ДВТУ) дважды оказывается под особым вниманием сразу нескольких федеральных структур и представителей крупных монополий, это уже является показателем определенного влияния.

Платить ли таможне за ремонт?

Первым мероприятием стало заседание консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Так, на этот раз в заседании совета со стороны таможенников принял участие первый замначальника ДВТУ Александр Воробьев, со стороны государственной власти - главный федеральный инспектор по Приморскому краю Евгений Авакумьянц. Бизнес же был представлен большой группой, куда вошли представители Торгово-промышленной палаты, ДВМП, а также железнодорожники, работники портов, брокеры.

Так, например, представители сразу двух крупнейших дальневосточных пароходств отметили, что у них с таможней появились разногласия "ремонтного" рода, смысл которых заключается в том, что каждая из сторон - таможенники и судовладельцы - по-разному трактует одну и ту же ситуацию. Возвращающиеся из ремонта за границей в Россию суда зачастую обкладываются пошлинами как транспортные средства, хотя Таможенный кодекс не установил четкого перечня ремонтных операций, за которые требуется платить. После затрат на ремонт, возвращаясь, представители компаний - владельцев судов попадают еще и под жесткий налоговый пресс. Члены совета приняли решение оперативно подготовить в Федеральную таможенную службу письмо с просьбой урегулировать возникшие разногласия.

Электронная декларация - не для нас!

Неожиданно дала сбой широко разрекламированная система электронного декларирования. Нет, с ней, конечно, все в порядке с технической точки зрения, только вот воспользоваться ею пока желающих не очень много. За те три месяца, что она в работе, электронной декларацией воспользовались 22 раза. Цифра, согласитесь, не очень значительная. Замначальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля ДВТУ Виталий Васильев охарактеризовал картину, сложившуюся в регионе с электронным декларированием, как "невыразительную". Но есть и хорошие примеры применения подобного рода декларирования, как, например, у начальника железнодорожной станции Гродеково Владимира Пирогова. Использование электронного декларирования сократило время таможенного оформления одного поезда в среднем на 2,5 часа, что сразу же увеличило пропускную способность станции.

Речь шла и о переходе в регионе на круглосуточный режим работы отделов таможенного оформления, задействованных в оформлении судов. Сегодня уже пять портов в регионе работают круглосуточно. Это порт Владивосток, Нефтепорт, порт Восточный, порт Магадан, порт Находка. Не все удалось организовать до конца, есть сбои в работе. Радостной новостью для собравшихся стало известие о создании с 1 октября специализированного Владивостокского центрального таможенного поста, который будет работать круглосуточно и заниматься оформлением морских транспортных средств.

Проверка на "четыре с плюсом"

И буквально в минувшую пятницу в Приморье завершила работу комиссия Правового управления ФТС России. Пять специалистов из Москвы, возглавляемые заместителем начальника Правового управления Алексеем Константиновым, прибыли в середине этой недели во Владивосток.

На ДВТУ выбор пал в силу его удаленности. Находясь в Москве, сложно выяснить позицию сотрудника таможни, принимавшего решение, и донести до него позицию центрального аппарата. Сам Константинов отмечает, что сегодня установка из Москвы проста и понятна для провинции: организовать работу постов и таможен так, чтобы участники внешнеэкономической деятельности не имели поводов жаловаться.

- Правовая служба ДВТУ - одна из лучших, - считает Константинов. - Если в среднем по России количество проигранных таможенными органами судебных дел составляет около 80 проц., то в ДВТУ в первом полугодии этого года этот показатель равен 58 проц. Кроме того, в первом полугодии 2005 года по сравнению с аналогичным периодом 2004 года существенно - на 96 дел - снизилось количество обращений участников ВЭД в суд.

В общем, столь массовые проверки и заседания открывают новую страницу в истории Дальневосточной таможни - более быструю, более современную и более, с юридической стороны, точную. Естественно, ведь таможня - один из инструментов экономики.

"Владивосток"; 29/09/05