30.01.15

Открыта Порт-петровская таможня

В середине XIX века вышел императорский указ, где говорится: «На основании Положения об устройстве, действиях и управления частей карантинной и таможенной на Кавказе и Закавказье от 4 мая 1847 года комитет от предохранения Закавказского края от чумной заразы упраздняется, карантинные учреждения соединяются с таможенными и называются карантинно-таможенными. Во главе с управляющим». В этом же году был издан указ об учреждении карантинно-таможенного разъездного поста в Петровском укреплении с подчинением Баку.

24 апреля 1849 г. из Петровского карантинно-таможенного поста, отработавшего к тому времени больше года, поступает письмо в Бакинское карантинно-таможенное правление: «С переименованием Петровского поста из разъездного в Постоянный Карантинно-Таможенный Пост потребности по части переписки, ведения книг и многим другим надобностям в продолжении навигационного времени несравненно усилились, и мы не можем обходиться отпускаемыми на канцелярские расходы 25 руб. серебром. Посему имею честь покорнейше просить Бакинское Карантинно-Таможенное Правление не оставить своим ходатайством о назначении и ассигновании по Положению, Высочайше утвержденному об устройстве и управлении частей карантинной и таможенной на Кавказе и Закавказье в 4 день мая 1847 года, по 60 рублей серебром в год. Помощник надзирателя Илличевский». (Виктор Ефимович Илличевский, губернский секретарь, первый надзиратель Порт-Петровского карантинно-таможенного поста с 1847 по 1861 гг.).

Вокруг крепости Петровск, построенной тремя годами раньше вместо крепости Бурной на горе Анджи-Арка, к 1847 году сформировалось русское поселение, действовала морская пристань, куда приходили военные и гражданские грузы. Согласно источнику, «Дистанция Петровского поста простирается на 200 верст. На север от Петровского укрепления до оконечности Усинской косы верст на 120, на юг к городу Дербенту верст на 80, включая остров Чечень. Здесь обозначен пункт, на котором нелишне было бы иметь таможенный надзор. В настоящее время на пост прислан всего лишь один объездчик. С этими средствами пост не имеет никакого действенного надзора даже в одном Петровском укреплении, даже на рейде в навигационное время сего года. По пути дистанции нередко тифлисским трактом привозятся в Темир-Хан-Шуру, в объезд Северного Дагестана, запрещенные к беспошлинному провозу турецкие и персидские товары и изделия. Если начальство не найдет нужным увеличить количество людей, то пост бессилен пресекать этот контрабандный ввоз».

Петровское укрепление получит статус города в 1857 году. В 1861 году здесь был построен южный мол порта со зданием карантинно-таможенного поста, располагавшегося ранее в крепости.

В хранилищах Государственного архива Азербайджанской Республики обнаружены подлинники материалов, свидетельствующих о том, что в Дербенте, в укреплении Петровском, и на острове Чечень морские маяки зажглись в 1851 году, а обслуживали их российские таможенники.

В архивах Баку сохранилось в числе таможенных документов XIX века письмо из Министерства финансов Управляющему Закавказским карантинно-таможенным округом генерал-лейтенанту Жеребцову о начислении денег на обустройство Петровского маяка, а также отчет прапорщика, корабельного инженера Сергеева, закупившего для маяка масла, фитилей, ламп, скипидара, свечей, стекол, колпаков, медных кранов, бочонков, других предметов на 288 серебряных рублей.

Целая переписка была заведена по факту лопнувших в дороге бочонков с маслом. Составлены акты, сколько и на какую сумму вытекло масла для освещения фонарей, кто повинен и за чей счет масло списать. Списали за счет казны.

Сохранилась и первая «Опись маяка, поставленного в Петровском, и вещей, в ней стоящих». Опись датирована 29 сентября 1851 года, в ней сообщается, что это маячная каменная восьмиугольная башня, в ней штырь с основой в пять сажен, на нем находится маячный фонарь, на фонарях лампы в восемь высеребренных рефлекторов. А также дается список имущества маяка в 35 предметов. Составил и подписал эту опись таможенный надзиратель из Петровского укрепления губернский секретарь В. Илличевский, подтвердив отдельным документом, высланным в Баку в январе 1852 года, что «назначенные к маяку люди в укрепление Петровское прибыли, и маяк принят к ведению таможенного поста».

В архивах нет чертежей первого российского маяка на Каспии. А в 1866 году Петровский маяк, сохранившийся до сегодняшних дней, был выстроен заново. Всего же в ХIХ-ХХ веках на Каспии были построены 24 маяка, обслуживание которых некоторое время было поручено таможенным службам.

Дагестанская правда