28.01.10

Отмена пошлин на ввоз мелованной бумаги задерживается

Сразу несколько зарегистрированных в России крупных издательских домов перевели печать своей продукции из-за рубежа в нашу страну, поверив обещаниям государства с начала 2010 года снизить пошлины на ввоз мелованной бумаги.

Из-за вступления России в Таможенный союз процесс затянулся. Этой ситуацией воспользовались зарубежные типографии, предложив российским клиентам еще более выгодные условия, чем раньше. Оттягивание отмены пошлин грозит отказом издательских домов сотрудничать с российскими типографиями в пользу зарубежных, из-за чего госказна может недополучить около 1,5 млрд руб.

В ноябре прошлого года межведомственная комиссия утвердила снижение пошлин на ввоз мелованной бумаги, используемой для печати полиграфической продукции по четырем кодам видов бумаги из шести, с января 2010 года до 5%. По прошествии нескольких месяцев предполагалось отменить их совсем. Как сообщали РБК daily в Минкомсвязи в ноябре, министерство одобрило проект и отправило его на согласование в правительство. В Минкомсвязи надеялись, что снижение пошлин будет стимулировать внутренний спрос и производство печатной продукции в России.

Но правительство так и не успело рассмотреть проект, потому что он был отправлен туда накануне решения о вступлении в Таможенный союз. После этого принимать решения о снижении и отмене пошлин имеет право только специальная комиссия Таможенного союза. Ожидается, что ее заседание состоится в конце января. По информации РБК daily, вопрос о рассмотрении комиссией одного из четырех, утвержденных ранее кодов бумаги до сих пор не решен. Речь идет о легкой мелованной бумаге, которая используется для печати журналов. Снижение пошлин именно на нее и интересует больше всего издательские дома и типографии.

Между тем несколько крупных издательских домов, зарегистрированных в России, — Bauer Media, «Бурда» и «Семь дней» — уже перевели печать своей продукции из-за рубежа в Россию. «Издатели поверили государству, когда оно объявило о скором снижении пошлин, и заложили это в бизнес-планы. Теперь те, кто еще не перевел печать в Россию, трижды подумают, делать ли это вообще», — говорит президент ГИПП, гендиректор ИД «АиФ» и холдинга «Медиа3» Александр Страхов. По словам топ-менеджера одного из этих издательских домов, обещание о снижении пошлин было одним из ключевых факторов при принятии решения об отказе сотрудничества с зарубежными типографиями в пользу российских. «Мы договаривались с российскими типографиями на цены из расчета отмены пошлин на ввоз бумаги. А теперь непонятно, как поведут себя типографии, если процесс с отменой пошлин затянется», — говорит спикер РБК daily.

Впрочем, пока типографии цены на услуги поднимать не намерены, уверяет первый заместитель гендиректора «Пушкинской площади» Андрей Сулейков: «Мы понимаем, что изменение оговоренных ранее цен приведет к желанию издательских домов искать другие типографии, в частности зарубежные». По словам участников рынка, зарубежные типографии, воспользовавшись ситуацией, предложили российским клиентам еще более выгодные условия сотрудничества. «Ради сохранения крупных клиентов они даже готовы работать себе в убыток», — говорит вице-президент ГИПП Василий Гатов.

Сейчас, по оценке г-на Гатова, печать журналов за рубежом обходится российским издательским домам примерно на 20% дешевле, даже с учетом трат на логистику и таможенные платежи. «Например, напечатать один экземпляр такого журнала, как «Русский Newsweek», в Европе стоит около 40 центов, в Москве — порядка 52 центов. Логистика обходится примерно в 1800—2500 тыс. евро за 40-тонный трейлер, в который вмещается 140 тыс. экземпляров среднего типового журнала».

Мнение эксперта:

Тема отмены таможенных пошлин давно набила оскомину всем игрокам издательско-полиграфического рынка. Мое отношение к данному вопросу изначально было и остается довольно скептическим: проблемы оттока издателей это не решит и кардинальной перемены ситуации не произойдет. Причем речь шла только о снижении пошлин на несколько кодов бумаги, а не об их полной отмене. Бумага важная составляющая стоимости полиграфических услуг, но не единственная. Цены на расходные материалы, оборудование, логистику только растут. Соотношение цен на печать за рубежом и в России и раньше было не в нашу пользу. Могу сказать, что, согласно нашим внутренним исследованиям, разница достигала 20-30%. Зарубежные типографии находятся не в лучшей ситуации, проблема со снижением загрузки мощностей актуальна для них так же, как и для российских полиграфистов. И логично, что они ведут жесткую демпинговую политику. А на этом поле за рубежом всегда было больше места для маневров. Опять же, имеет ли это отношение к теме отмены пошлин – вопрос. Я сомневаюсь, что зарубежные типографии строят свою ценовую политику, исходя из заявлений отдельных игроков российского рынка. Тем более маловероятно, что такие крупные издательские дома, как Bauer Media, «Бурда» и «Семь дней» принимают решения на основании эфемерных и не подкрепленных официальными решениями обещаний. Российские полиграфисты сами загоняют себя в угол. По сути, они создают нездоровый ажиотаж ничем не подтвержденными слухами. Сами посудите: с тех пор, как на рынке начались эти разговоры, не было принято ни одной официальной бумаги. Все осталось на уровне разговоров. Все мы знаем историю про мальчика, который кричал «волки, волки!». Это только подрывает авторитет рынка и доверие к отечественным полиграфистам. Если некоторые типографии предлагают цены с учетом отмены пошлин, это говорит только об искусственном занижении цены и нездоровой конкуренции. Я убежден, что делать какие-то громкие заявления без официального решения – это нарушение бизнес-этики, в первую очередь, - по отношению к клиентам. Не считаю корректным вести пустые, не подкрепленные официальными документами разговоры и подогревать нездоровые слухи. Мы никому не обещали отмену пошлин и не строили «воздушных замков». С нашими клиентами мы работаем честно и без оглядки на чьи-то пустые разговоры и радужные перспективы. Будет день и будет пища, как говорится.

Дмитрий Дементьев, генеральный директор ООО «Первый полиграфический комбинат»

Unipack.Ru; 28.01.10