12.10.05

Отмена пошлин отменяется

Минтранс и бизнес-сообщество по-разному смотрят на то, каким образом необходимо выводить авиацию из кризиса авиакомпании пытаются лоббировать отмену ввозных пошлин на импортные самолеты, государство заботится прежде всего о том, чтобы все участники рынка подчинялись единым правилам.

Противоречия между бизнесом и государством открыто проявились на авиационном форуме Крылья России , открывшемся во вторник. От лица государства выступил директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса Карл Руппель. Его главным оппонентом от бизнес-сообщества был генеральный директор Аэрофлота Валерий Окулов (хотя 51,17% этой компании и принадлежат Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом России).

Руппель и Окулов говорили об одном и том же как сделать российские авиакомпании конкурентоспособными но их заявления резко отличались друг от друга.

По мнению Руппеля, несмотря на медлительность, государство предпринимает шаги для повышения конкурентоспособности российских авиаперевозчиков. В частности, большое внимание уделяется развитию и унификации правовой системы, которая была бы одинакова для всех участников рынка.

Все авиакомпании как будто бегут в мешках. И те, кто не выполняет законы, как будто освобождается от мешка и, естественно, получает преимущества , заключил Руппель.

Вероятно, Карл Руппель имел в виду преференции, данные Аэрофлоту и KrasAir о беспошлинной покупке Boeing в обмен на обещание авиакомпаний, что те будут закупать российские самолеты. Сейчас Аэрофлот пытается увернуться от этого обещания разными способами , считает аналитик ИК Антанта-капитал Илья Макаров.

К плюсам деятельности государства Карл Руппель отнес и постепенный переход на хабовую систему аэропортов и недавно созданную федеральную аэронавигационную службу, которая регулирует аэровоздушное пространство России. Ее создание привело к демилитаризации воздушного пространства.

Гендиректор Аэрофлота предпочел подчеркнуть проблемы отрасли. Рынок находится в стагнации, в последнее время динамика по перевозкам внутри рынка отрицательная.

Кроме того, из-за высокой цены на авиабилеты воздушный транспорт снова становится элитарным , заключил Окулов.

Причина подорожания, кроме высоких цен на авиатопливо, таможенные пошлины и НДС. Эти затраты не позволяют авиакомпаниям покупать новые самолеты за рубежом (пошлина достигает 40% от стоимости самолета). Таким образом, зарубежные авиакомпании получают преимущества перед отечественными.

Мы не просим о снижении этих пошлин. Мы требуем полного их снятия и отмены НДС , заявил Окулов.

По словам директора Аэрофлота , даже от нового ближнемагистрального самолета RRJ, с которым во многом связаны надежды на возрождение авиапрома, российские авиакомпании могут и не получить выгоду. Сначала нужно привести в порядок аэродромные покрытия. Иначе российские RRJ будут летать только за рубеж , сказал Валерий Окулов.

О том, что пошлины на некоторые импортные самолеты смогут ввозиться в Россию без пошлин, ранее заявлял министр промышленности Виктор Христенко. Он имел в виду те самолеты, которые не имеют аналогов в России это прежде всего Boeing 787 и Airbus А-350.

Но, как выяснилось во вторник, никаких конкретных шагов в этом отношении пока не сделано. Этот вопрос не входит в компетенцию Минтранса, но конкретного графика по отмене пошлин не существует. Этот вопрос будет решаться с учетом вступления России в ВТО. Но могу сказать, что агрессивного отторжения этого вопроса уже не наблюдается , рассказал Карл Руппель.

Главный противник отмены пошлин государство. Но и оно прислушивается к мнению авиастроительных заводов, которые считают, что при отмене пошлин произойдет так же, как и в автомобилестроительной отрасли , прокомментировал слова Руппеля Илья Макаров.

Рано или поздно эти пошлины должны быть, как минимум, скорректированы, считает Константин Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий. Иначе российские авиакомпании попросту умрут.

И сейчас они уже испытывают дефицит авиатехники. Закрывать пошлинами надо те секторы, где теоретически могут появиться в будущем российские самолеты мирового уровня. Сейчас это только RRJ .

Газета.ru 12.10.05