25.10.07

Отвлекающий маневр

До конца 2008 года вокруг КАД будет создана сеть крупных терминалов, на которые руководство Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) планирует перевести часть постов Санкт-Петербургской таможни. По мнению начальника СЗТУ Михаила Прокофьева, представлявшего вчера журналистам соответствующую программу, таким образом можно будет решить часть транспортных проблем Санкт-Петербурга, который в последние годы задыхается от автомобильных пробок. Между тем участники рынка грузоперевозок утверждают, что для них сейчас гораздо актуальнее проблема заторов на границе, где стоят и грузы, следующие в Северную столицу, и транзитные грузы, которых намного больше.

По словам Михаила Прокофьева (как уже сообщал Ъ, он возглавил СЗТУ в сентябре этого года), модернизация Санкт-Петербургской таможни -- один из главных проектов, которые он хотел бы осуществить на своем посту. Сейчас в зону ответственности этой таможни, на которой, к слову, оформляют грузы, следующие в адрес Петербурга, входит 14 постов, размещенных в городе. В планах СЗТУ -- вывести большинство постов за кольцевую автодорогу, "поселив" их на территории больших терминальных комплексов.

При этом строить терминалы будут, естественно, инвесторы. В качестве примера господин Прокофьев назвал сданный в эксплуатацию в начале лета комплекс в Осиновой Роще, где работает таможенный пост "Выборгский", рассчитанный на пропуск до 8 тыс. фур ежемесячно. 30 октября организационно-структурная комиссия Федеральной таможенной службы должна рассмотреть вопрос о строительстве второго подобного комплекса, который появится в районе Ручьев. Там тоже планируется разместить таможенный пункт, за счет чего СЗТУ планирует ликвидировать три небольших таможенных поста в городе. "К концу 2008 года за кольцевой автодорогой должно появиться четыре-пять подобных центров таможенного оформления", -- говорит господин Прокофьев, подчеркивая, что это должны быть терминалы класса А, причем логистически привязанные к строительству промышленных предприятий, в том числе по сборке автомобилей.

Между тем инвесторы пока не стоят в очередь на участие в утвержденной СЗТУ программе развития постов. "Сейчас в Петербурге ощущается дефицит высококлассных складов, в особенности в непосредственной близости от КАД, так что наличие таможенного терминала вряд ли станет конкурентным преимуществом, -- говорит управляющий партнер Агентства развития и исследований в недвижимости Игорь Горский. -- Покупка земли специально под строительство склада с терминалом также будет тяжело осуществима: все интересные места по кольцевой давно уже раскуплены, а стоимость земли в местах развязок начинается от $2,5 тыс. за сотку. Так что экономика такого проекта вызывает сомнения". По оценкам экспертов, стоимость строительства склада класса А обойдется инвестору от $500 за квадратный метр.

Что же до участников рынка грузоперевозок, то они вчера и вовсе отзывались об анонсированной СЗТУ программе вывода постов за КАД как о некоем "отвлекающем маневре". По оценкам Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), лишь около 40% грузов, приходящих в Петербург, предназначены непосредственно для города и Ленинградской области, остальные 60% -- транзитные грузы. Поэтому для большинства перевозчиков намного более актуальна ситуация на пограничных пунктах, а не на таможенных постах Санкт-Петербургской таможни. А там ситуация не только не улучшается, но с каждым днем становится все критичнее. Вчера финская газета Kauppalehti со ссылкой на исполнительного директора логистического объединения СКАЛ Ииро Лехтонена написала о грядущем транспортном коллапсе на российско-финляндской границе. По ожиданиям финской стороны, очередь на пункте пропуска Ваалимаа--Торфяновка может растянуться более чем на 100 км. В АСМАП говорят, что ситуация действительно проще не становится. Сейчас на Торфяновке очередь на въезд составляет не менее 16 км, похожая ситуация и на пункте пропуска Брусничное. На российско-латвийской границе очередь составляет четыре-пять суток, а на эстонской уже даже сложно подсчитать, сколько людям приходится стоять в очередях. По словам заместителя руководителя АСМАП Константина Шаршакова, "все границы стоят, инфраструктура, создававшаяся в начале 1990-х, не отвечает современным объемам внешнеэкономической деятельности. Нужны новые погранпереходы, причем не только для грузового, но и для пассажирского транспорта, так как легковым автомобилям приходится иногда стоять в очереди по 16 часов". В СЗТУ на это отвечают, что ситуация улучшится со следующего года, когда на пограничных пунктах пропуска будет запущен пилотный проект по предварительному информированию, который позволит сократить время прохождения досмотра одного автомобиля в два раза. Также на ближайшие годы запланирована реконструкция нескольких автомобильных пунктов пропуска, в том числе и пункта Бурачки на латвийской границе, который планируется расширить с пяти полос до 26 полос для грузового движения. Сейчас этот пункт является одним из самых проблемных.

КоммерсантЪ (С-Петербург) ; 25.10.2007