Параллельные миры
Понятия «контрафакт» и «фальсификация» имеют различия с правовой точки зрения: под первым понимается нарушение интеллектуальных прав, а под вторым – нарушение технологии производства.
Анализ процессов, протекающих в России и вокруг нее, позволяет утверждать, что за последние годы распространение контрафактной
продукции на территории нашей страны приобрело масштабы, сравнимые с угрозой национальной безопасности.
По различным оценкам специалистов, ежегодные убытки России в виде недополученных налоговых и таможенных платежей в федеральный бюджет
составляют сотни миллиардов рублей.
Сложившееся положение не только наносит существенный материальный ущерб, но и тормозит рост благосостояния граждан, снижает авторитет государства на международной арене.
Основным фактором для масштабных фальсификаций в отечественной экономике является наличие в ее структуре огромного теневого сектора, который
по своим объемам вполне заслуживает названия параллельной экономики.
При этом границы между легальной и теневой экономикой размыты, а зачастую их практически не существует.
Один и тот же предприниматель часто оказывается как легальным бизнесменом, так и «теневиком». Одна и та же продукция нередко может реализовываться как легально, так и без соответствующего учета.
Результатами деятельности теневой экономики пользуются многие слои общества. При этом «теневики» искусно пользуются существующей официальной инфраструктурой, имея доступ ко всей необходимой им коммерческой информации. Опутавшая всю страну «параллельная экономика» автоматически втягивает в сферу своего влияния те сегменты товарного рынка, которые характеризуются большими объемами розничных продаж за наличные деньги. Вполне естественно, что наибольшего размаха производство и реализация контрафактной продукции в России достигли в аудиовизуальной области и программном обеспечении, производстве напитков и продуктов питания, в фармацевтике, производстве предметов личной гигиены и т.п.
Практически беспрепятственная реализация контрафактной продукции возможна также вследствие неинформированности потребителей о низких
потребительских свойствах такой продукции. Это происходит из-за низкого уровня доходов населения и неэффективной работы правоохранительных
органов. Негативную роль играет широкое развитие внемагазинных форм торговли и реализация некачественных товаров через новые формы торговли,
где отсутствует контроль качества, типа «магазинов на диване» и т.д. В этой ситуации необходимо на регулярной основе проводить культурновоспитательные и пропагандистские мероприятия, направленные на разъяснение норм российского законодательства по охране и защите интеллектуальной собственности, об угрозах, которые несет пиратство и распространение контрафактной продукции, а также о мерах, принимаемых на национальном и международном уровне с целью борьбы с нарушениями в сфере интеллектуальной собственности.
Необходимо организовать широкую информационную компанию, направленную на формирование негативного отношения у различных категорий потребителей к контрафактной продукции, а также распространять информацию о деятельности органов государственной власти и объединений правообладателей по пресечению случаев производства контрафактной продукции.
При этом товаропроизводитель для того, чтобы продвигать свою продукцию на рынке, должен думать о соизмерении цен, потому что некоторые
цены не позволяют нашему потребителю сегодня купить товар. В качестве примера можно привести действия одной из крупнейшей в мире звукозаписывающей компании «Universal Music Group» (США), которая объявила в 2003 году о снижении цен на производимые ею компакт-диски до уровня пиратских цен. Такая мера предложена Президентом России В. Путиным, который порекомендовал производителям легальной продукции урезать свои авторские гонорары и тем самым существенно снизить стоимость продукции, что не провоцирует спрос на дешевый контрафакт.
С развитием Интернета возрастают потоки информации, скорости ее обработки и распространения. Границы государств теряют свою разделительную
роль. Работают нелегальные каналы быстрого получения экземпляров новых программных продуктов и их взлома в случаях, когда они защищены клю-
чами или программными средствами.
Организованы подпольные технологические линии по тиражированию носителей для компьютерных программ.
Встречаются случаи, когда незаконное использование программы прикрывают покупкой более дешевой ее версии. В этой связи можно привести пример, когда приобретается локальная версия продукта, а фактически происходит установка сетевой ее версии со взломанной системой защиты.
Нелегальное распространение программного обеспечения по электронной почте, через Интернет и иные информационные сети общего доступа,
– один из наиболее серьезных видов нарушений, наносящих правообладателям поистине огромный ущерб. За считанные минуты с одного сервера
можно распространить множество копий программного продукта разработчика.
Способность Интернета предоставлять информацию, почти мгновенно передавать ее в любую точку земного шара, приумножая все большее число
пользователей, – это еще одна проблема, связанная с нарушением интеллектуальных прав. Объектами этих нарушений все чаще становятся результаты интеллектуальной деятельности. В связи с чем появляется необходимость применения особой формы защиты интеллектуальной собственности в виде услуг по страхованию электронных рисков. Данный вид страхования представляет большой интерес для предприятий малого бизнеса, который все чаще становятся объектом посягательства со стороны компьютерных мошенников.
Следующим является тот фактор, что с каждым годом возрастает уровень криминализации большинства сегментов потребительского рынка, особенно в пищевой промышленности и торговле продовольствием. Проявляются опасные тенденции в сфере оборота культурных ценностей: объем и международный характер подделок произведений искусства, наполняющих российский рынок, достиг высокого уровня.
Особую озабоченность вызывает проблема фальсификации лекарственных средств и продуктов питания, с чем связаны наиболее тяжкие последствия – причинение вреда здоровью и жизни человека. На сегодняшний день фальшивок на этом рынке от 5-7 процентов. Чаще других подделывают антибиотики и гормональные лекарственные средства. Фармацевтические компании ежегодно теряют миллиарды рублей, а потребители, используя бесполезные таблетки, сильно запускают процесс лечения, и обычная простуда в итоге перерастает в более серьезное заболевание, которое лечится долго и за большие деньги.
Проблема для России заключается в том, что в национальном законодательстве, в частности, в Федеральном законе от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О
лекарственных средствах» отсутствуют правовые нормы, определяющие само понятие «контрафактное лекарственное средство», что не позволяет ввести нормы ответственности за производство, хранение и сбыт контрафактных лекарственных средств и тем самым повысить степень защищенности правообладателей. При этом значимость защиты в отдельных отраслях промышленности различна. Так, в фармацевтике и в производстве химических веществ патенты имеют огромное значение, ибо стоимость разработки подобных продуктов велика, период их возможного использования продолжителен, а их формулы воспроизвести достаточно просто. Например, в фармацевтической промышленности США инвестиции, необходимые для разработки, тестирования и продвижения на рынок нового лекарственного средства, оцениваются в 200 миллионов долларов.
Важно отметить международный фактор и понимать, что «пиратство» в России не является чисто национальным явлением, которому противостоит
весь остальной мир. Россия – далеко не единственный крупный центр производства и реализации контрафактной и фальсифицированной продукции.
Большие объемы контрафактной продукции присутствуют на всех крупных национальных рынках, даже в развитых западных странах. Криминальные
круги, контролирующие данную сферу, давно имеют международную окраску, а их уже доказанная связь с международным терроризмом заставляет относиться к рассматриваемому явлению как к глобальной проблеме, требующей всеобщего сотрудничества для ее решения.
Е. Примаков на прошедшей международной научно-промышленной конференции отмечал: «Хотелось бы обратить Ваше внимание и на международный характер проблемы контрафакта и фальсификата. До 63 процентов фальсифицированной продукции ввозится из-за рубежа. Эта тема обсуждается в Европейском Союзе, который за последнее время принял ряд мер по усилению таможенного контроля.
Кроме того, Евросоюз рассматривает возможность уголовного преследования изготовителей контрафактных товаров, включая высокие штрафы и
тюремное заключение. Мы должны видеть проблему в целом с учетом ее общемирового характера, включая международную интеграцию подпольного
капитала».
На заседании коллегии Центрального таможенного управления 23 декабря 2005 г. по вопросу «О мерах по совершенствованию деятельности таможенных органов Управления по контролю перемещения товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и обладающих признаками контрафактных» было отмечено, что объем мировой торговли контрафактной продукцией оценивается в 630 миллиардов долларов или 6-7 процентов общего объема мировой торговли.
Руководством Федеральной таможенной службы были приведены данные, опубликованные в журнале Newsweek, где сказано, что к настоящему времени объем незаконной торговли культурными ценностями достиг 3 миллиардов долларов, а что касается контрафакта, то только по СD незаконный
оборот оценивается в 4,6 миллиарда долларов. Кроме того, было отмечено, что центральный регион России лидирует как по объему внешнеторгового оборота нашей страны в целом, так и по продажам здесь контрафактной продукции. Что же касается противодействия таможенников региона этой
напасти, то «успехи более чем скромные».
В распоряжении ГТК России от 27 мая 1999 г. № 01- 14/632 «Об усилении контроля перемещения товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности» предпринята попытка объединить основные признаки контрафактной продукции.
Однако данный перечень нельзя назвать исчерпывающим. В этой связи вполне закономерным является предложение о необходимости разработки и включения в законодательство легального определения понятия «контрафактная продукция» и понятия «фальсифицированная продукция». Данные определения необходимо включить в четвертую часть Гражданского кодекса Российской Федерации, что позволит оградить потребителей от приобретения некачественного продукта и поможет правоохранительным и контролирующим органам в борьбе с распространением контрафактного и фальсифицированного товара.
Михаил ТЮНИН,
аспирант Российского
государственного института
интеллектуальной собственности
Журнал "Таможня"