28.06.05

Партнерство на всех уровнях

ический диалог России и Финляндии становится всё более содержательным. Власти и деловые круги наших стран совместно ищут ответы на многие сложные вопросы. О том, как финские партнеры рассматривают перспективы сотрудничества в таможенной сфере, рассказывает советник посольства Финляндии в Москве Антти Нис-синен.

Как финский бизнес оценивает условия, сложившиеся после вступления в силу нового Таможенного кодекса РФ?

Отклики, поступившие от деловых кругов Финляндии, и опыт осуществления внешней торговли в условиях нового таможенного кодекса схожи с тем, что мы наблюдаем среди российских участников ВЭД. Большинство руководителей предприятий считает, что работать с таможней стало легче и быстрее. Есть и такие участники ВЭД, которые не видят изменений в лучшую сторону или считают, что эти изменения невелики. Жалоб на сбои в работе российской таможни или на значительные проблемы не поступало.

Однако надо отметить, что многие из руководителей, которые в целом положительно оценивают влияние нового кодекса на работу таможни, высказали критические замечания по поводу практики применения положений определенных статей кодекса. В некоторых случаях чрезмерно задерживается принятие подзаконных актов к новому таможенному кодексу. В частности, я имею в виду ситуацию со статьями 68 и 125. Сдвигов к лучшему пришлось ждать долго.

Особенно много дискуссий вызывает проблема контроля таможенной стоимости товаров. Нам часто приходится слышать о том, что российская таможня не принимает инвойс в качестве основы для определения таможенной стоимости, а требует представления дополнительных доказательств, причем порой таких, которых фирма не имеет или не может дать по причине коммерческой тайны. Иногда таможенники корректируют таможенную стоимость на каком-либо основании, явно завышая ее. Я лично не ознакомлен с деталями конкретных внешнеторговых операций и не могу высказаться по поводу обоснованности корректировок, но считаю, что не случайно большинство жалоб связано с вопросами определения таможенной стоимости.

Мы, естественно, понимаем причины ужесточения методов контроля в этой сфере. Уверен, что это понимают и финские деловые круги. Недавно я беседовал по этому поводу с директором одного крупного финского предприятия-экспортера, и он рассказал мне, что на самом деле таможня не является для них проблемой. Все связанные с таможенным оформлением вопросы, какими бы сложными они ни были, просто требуют изучения. Когда они освоены, для тех, кто работает легально, никаких проблем не возникнет.

Действительно серьезной проблемой для ряда законопослушных предприятий является то, что на рынке возникло множество конкурентов, импортирующих те же товары по серым схемам. Зачастую такие компании в нарушение законодательства уклоняются от уплаты налогов и других обязательных платежей, что ведет к искажению нормальной конкурентной среды. Добросовестно выполняющие свои обязанности участники ВЭД оказываются в неравном положении.

Таким образом, вопрос о методах контроля таможенной стоимости связан с более широким комплексом вопросов - с общей стратегией развития таможенной службы, рассматривающей содействие развитию внеш ней торговли и транспорта в едином комплексе с вопросами борьбы с преступностью в сфере таможенного дела.

Проявляют ли финские компании интерес к проекту Зеленый коридор ? Есть ли проблемы у финских таможенников при обслуживании грузопотоков в рамках этого проекта?

Финские компании заинтересованы в участии в проекте Зеленый коридор . Особый интерес проявляют те компании, которые экспортируют скоропортящиеся и легко стареющие товары. Ускорение пересечения границы и таможенных формальностей приносит им наибольшую пользу.

Финские таможенники до сих пор не сталкивались с проблемами по обслуживанию грузопотоков в рамках Зеленого коридора , так как на территории Финляндии товары проходят в нормальном режиме экспорта. Единственной выгодой, которой участники проекта могут пользоваться, является предоставляемая финской таможней возможность пересечения границы в обход очереди.

В этой связи хотелось бы отметить, что одной из проблем, которую мы с российскими коллегами стараемся вместе решить, является то, что в информационном содержании используемых в Финляндии и России таможенных документах имеются различия. Поэтому мы с интересом следим за ходом переговоров между Евросоюзом и Россией по гармонизации информационного содержания этих документов.

Насколько успешно идет информационный обмен между таможенными органами РФ и Финляндии? Есть ли технические проблемы в этой области?

Информационный обмен между таможенными службами РФ и Финляндии реализуется в основном успешно. Предварительная информация о составе груза направляется по каждой партии товаров через таможенную службу Финляндии в Главный научно-информационный вычислительный центр таможенной службы РФ в Москве. Товар может быть отгружен со склада экспортера сразу после того, как информация пройдет обработку в ГНИВЦ, и экспортер получит ответное сообщение. Так как обработка информации проходит в автоматическом режиме, промежуток времени от отправления информации до получения ответа занимает всего несколько минут. Технические проблемы, конечно, бывают всегда, когда внедряются новые системы. Если ответное сообщение задерживается, таможенная служба Финляндии связывается с таможенной службой России для разрешения проблемы без промедления. В январе 2005 года решение таких проблем занимало в среднем три часа в отношении трех сообщений. В ближайшем будущем связь будет усовершенствована, и тогда передача сообщений будет осуществляться значительно быстрее.

Вторую проблему представляет передача сообщений из Москвы в пункт пропуска на границе. Для решения данной проблемы между финской и российской таможенными службами разработана и согласована процедура действий во внештатных ситуациях. Соответствующий акт уже подписан. Обеспечение бесперебойного перемещения товаров необходимо для расширения круга участников проекта Зеленый коридор .

Как организована информационная система таможенной службы Финляндии? Кто регулирует процесс создания и внедрения новых технологий?

Главное Таможенное управление Финляндии осуществляет разработку своих информационных систем и их интерфейсов с системами предприятий и определяет функциональные характеристики систем. Отдел вычислительной техники ГТУ Финляндии отвечает за архитектуру и технические спецификации информационных систем, а также за их информационную безопасность.

Прикладное программное обеспечение разрабатывается как собственными силами, так и субпоставщиками под руководством и контролем ГТУ Финляндии. Аппаратные средства и связь могут быть обеспечены с помощью систем и аппаратных средств таможенной службы, а также путем закупки услуг, предлагаемых частными фирмами. При решении этих вопросов таможенная служба всегда несет ответственность за информационную безопасность и функциональную надежность системы. ГТУ Финляндии не видит необходимости в создании специализированного информационно-технического центра по обслуживанию трансграничных грузопотоков. Информационные системы и функциональные модели для этой цели разрабатываются и реализуются в составе общей программы развития функциональных процессов и вычислительных систем таможенной службы.

Повлияла ли административная реформа и изменение статуса российской таможенной службы на взаимодействие с финскими коллегами?

Нет. У нас длительные традиции сотрудничества - оно приобрело по стоянные формы и ведется на всех уровнях. Могу без преувеличения сказать, что наше сотрудничество действительно результативно. Считаю, что это во многом обусловлено тем, что нашей общей целью является разработка комплексного подхода к стратегии содействия торговле или, если хотите, управления клиентами.

Это значит, что мы осуществляем сотрудничество одновременно в двух направлениях - по пресечению незаконного перемещения товаров, с одной стороны, и по созданию наиболее благоприятных условий для законного перемещения товаров - с другой. При этом используется синергия между этими двумя взаимозависимыми и взаимно поддерживающими целями. Мы, естественно, надеемся, что наше сотрудничество продолжит развиваться и в будущем исходя из этого принципа.

Какие инструменты могли бы способствовать решению проблем, связанных с реализацией программы приграничного сотрудничества между нашими странами? Можно ли уже сегодня прогнозировать риски, связанные с дальнейшей либерализацией приграничной торговли?

ГТУ Финляндии считает, что приграничное сотрудничество в области таможенного дела носит функциональный характер и является результативным. Мониторинг реализации приграничного сотрудничества осуществляется Постоянной межведомственной рабочей группой по таможенным делам, которая определяет ориентиры взаимодействия. Рабочая группа высоко оценивает уровень приграничного сотрудничества.

В дальнейшем особое внимание будет уделяться обеспечению бесперебойной работы логистической цепи вне зависимости от вида транспорта. Между нашими ведомствами созданы специальные проекты взаимодействия в области сухопутных, морских и воздушных перевозок. Оживление приграничной торговли и трансграничной экономической деятельности в целом создает условия для дальнейшего развития экономики и увеличения доходов населения по обеим сторонам границы.

Единственное, что нас беспокоит, это то, что если механизмы пересечения границы (под этим я подразумеваю как таможенные, так и другие формальности и инфраструктуру) не будут развиваться в соответствии с темпами роста транспортных потоков, то появится потенциальная угроза образования больших очередей на границе. Впрочем, пока оснований для беспокойства нет. Как известно, приоритетными объектами развития в России являются модернизация инфраструктуры на границе, совершенствование процедур и содействие развитию электронной передачи информации.

Насколько успешно финская сторона взаимодействует с силовыми подразделениями российской таможенной службы при проведении совместных операций по борьбе с контрабандой и пресечению других правонарушений в таможенной сфере?

Борьба с преступностью в таможенной сфере является хорошим примером конструктивного сотрудничества между нашими странами. Взаимодействие силовых структур в последнее время стало более тесным и эффективным, благодаря чему нам удалось совместно раскрыть крупные преступные организации, базирующиеся как в Финляндии, так и в России. В обеих странах были проведены изъятия на десятки миллионов евро. Кроме того, удалось прекратить деятельность незаконно действующих складов в России. Благодаря эффективному обмену информацией, в Финляндии было раскрыто несколько преступных схем контрабанды.

Координация действий осуществляется по линии постоянной рабочей группы, созданной таможенными ведомствами наших стран. В этой группе представлены и центральные аппараты, и региональные управления. Особое внимание в сотрудничестве уделяется защищенному обмену информацией в реальном масштабе времени. В соответствии с планом действий рабочей группы на 2004 год в России были проведены операции в отношении импортных и экспортных поставок на трехсторонней основе (включая Эстонию) или на многосторонней основе (включая Германию, Латвию, Эстонию и Швецию).

Ссылаясь на проведенные в течение 2004 года операции контроля в отношении перевозок разными видами транспорта, можно отметить, что транзитные перевозки из Финляндии и других стран Евросоюза в Россию осуществляются предприятиями-посредниками, значительная часть которых курируется организованными преступными группировками. Эти по-средникки используют в своих целях законную инфраструктуру, вследствие чего раскрытие и расследование таких дел представляется особенно трудоемким.

Помимо недостоверного декларирования и практики двойных инвой-сов, изобретены новые схемы, когда часть товаров пытаются оставлять на таможенной территории Евросоюза и представлять к таможенному оформлению фальсифицированные документы.

Беседу вел Виталий Игнатьев
Журнал "Таможня" 11 от 14.06.05