30.07.18

Перегрузочное оборудование для портов – что предложит «ТЕХНОРОС»?

Мы продолжаем цикл материалов о современном подъемно-транспортном оборудовании. И сегодня наш собеседник, руководитель департамента машин непрерывного транспорта ПО "ТЕХНОРОС" Вячеслав Ковалев рассказывает о технике, которую предлагает компания портовикам, а также о проблемах обновления перегрузочного оборудования.

– Вячеслав Александрович, как вы оцениваете ситуацию на рынке подъемно-транспортного оборудования для портов?

– По нашей оценке рынок подъемно-транспортного оборудования (ПТО) растет вместе с грузоборотом в портах. По последним данным Ассоциации морских портов России, с 2000 по 2017 год грузооборот российских морских портов увеличился практически в четыре раза. В позапрошлом, 2016-м грузооборот российских морских портов составил 721,9 млн т, что выше уровня 2015-го на 6,7%, а за 2017 год вырос еще на 9%. В целом с 2006 года российские морские порты нарастили грузоперевозки почти на 90%. В том числе объем увеличился на 11,1% и составил 373 млн т. Портовики заинтересованы в обновлении имеющегося оборудования и активно прорабатывают варианты перспективного развития.

Исторически сложилось, что все порты Советского Союза были универсальными. Работали по факту, грузили все типы грузов: лес, металл, уголь. Поэтому в портах было только универсальное оборудование для перевалки грузов – портальные краны, к которым уже крепилась нужная оснастка.

Но за последние 15-20 лет ситуация в нашей стране сильно изменилась: в ряде направлений сложилась значительная и стабильная грузовая база и появились новые технологии специализированной перевалки навалочных грузов. В результате, в портах стали выделяться специализированные терминалы, которые переваливают только определенные виды грузов – уголь, минеральные удобрения, зерно – и используют для этого специальное, а не универсальное перегрузочное оборудование. Самый первый такой специализированный терминал в стране появился 22 года назад. Сейчас подобных действующих терминалов насчитывается уже несколько десятков.

– Правильно ли я понял, что сейчас в портах идет тенденция по замене универсальной техники на специальную?

– Не совсем так. В России достаточное количество портов, у которых нет сформировавшейся грузовой базы и не предвидится больших объемов перевалки. Поэтому для таких портов универсальные портальные перегрузочные краны – оптимальное решение. При этом ряд действующих портов рассматривает возможность перехода от универсальной технологии к специализированной с соответствующим изменением технологии погрузочных работ и заменой универсального оборудования на специальное. Новые проектируемые и строящиеся терминалы, как правило, специализированные.

– Какую перегрузочную технику вы можете предложить портовикам?

– "Технорос" – единственная отечественная компания, которая предлагает широкую линейку оборудования и для универсальных портов, и для специализированных судопогрузочных терминалов.

– Что предлагаете для универсальных портов?

– Линейку портальных перегрузочных кранов "Зубр". Грузоподъемность крана может достигать 120 т в режиме повышенной грузоподъемности, а вылет стрелы – 45 м. Краны могут работать при сверхнизких температурах, что актуально для северных портов нашей страны. Эти краны имеют экспортный потенциал. В 2017 портальный кран "Зубр-550" поставлен в морской порт Вунгтау (Вьетнам). Кстати, за эту поставку компания стала одним из победителей премии "Экспортер года". Кроме того, портальные перегрузочные краны "Зубр" эксплуатируются в морских портах Владивостока и Дудинки.

- Для контейнерных терминалов?

– Если терминал обрабатывает контейнерные грузы, то нуждается в контейнерных перегружателях типов RMG и RTG. "Технорос" - один из лидеров в России по этому оборудованию для тыловых железнодорожных терминалов. Надеемся, что наш более чем десятилетний опыт в этом сегменте и референс поставок более 15 различных контейнерных перегружателей позволит войти и в портовые контейнерные терминалы, где традиционно вся перегрузочная техника импортного производства.

– Какое оборудование можете предложить для специализированных балкерных терминалов?

– Все основное технологическое оборудование (судопогрузочные машины, вагоноопрокидыватели) и складское оборудование (кратцер-краны для закрытых складов и стакеры-реклаймеры для открытых). Набор оборудования и его технические характеристики зависят от типов обрабатываемых грузов, типов судов, технологии хранения судовой партии и многих других параметров. Здесь важно понимать, что нет двух одинаковых терминалов, и это значит, что подбор оборудования осуществляется индивидуально, под потребности каждого заказчика. Значительную роль играют проектные институты – правильно подобранная и точно просчитанная транспортно-технологическая схема позволяет не тратить лишние деньги заказчика на этапах строительства и приобретения оборудования и обеспечивает сбалансированную работу всего терминала, оснащенного оборудованием с оптимально подобранными характеристиками.

– Расскажите подробнее об опыте реализованных поставок оборудования для перевалки сыпучих грузов.

– Приведу пару примеров. В 2012 году мы поставили судопогрузочную машину с выдвижной стрелой для перевалки угля в порт Шахтерск, производительностью 2000 т/час. Причем в 2015 году эта же машина была модернизирована нашей компанией – заказчик пожелал увеличить производительность до 2300 т/час.

Судопогрузочная машина "Печора-2300", порт Шахтерск (о. Сахалин) / "ТЕХНОРОС", ПО

В 2017 году была запущена в эксплуатацию машина со стрелой с изменяемым углом наклона и челноком на конвейере для перевалки минеральных удобрений на Мурманском балкерном терминале. Эта машина позволяет грузить химически агрессивный материал с производительностью 1500 т/час на суда грузовместимостью до 60 000 DWT в условиях Крайнего Севера.

– С морскими портами более-менее все понятно. Но у нас же есть большое количество речных портов. У них есть потребности в обновлении оборудования?

– Морские порты чаще проводят замену оборудования в связи с тем, что с каждым годом увеличиваются габариты обрабатываемых судов и возможностей существующего оборудования уже недостаточно. Конкурентная борьба за грузовладельцев вынуждает портовиков приобретать современное оборудование.

С речными портами ситуация сложнее. У них нет больших объемов перевалки, на экспорт они не работают, а каботажные перевозки в финансовом плане не очень выгодные. Поэтому максимум с чем обращаются к нам "речники" – это капитальный ремонт старых кранов либо модернизация с незначительным изменением характеристик.

Если морские порты получают основные доходы с международных перевозок, то внутренний спрос у нас в стране развит слабо. А тот, что есть, с лихвой покрывает железнодорожный транспорт.

Тем не менее, закупки оборудования производятся и речниками, и в 2017 году нами были запущены в эксплуатацию два портальных перегрузочных крана "Зубр-650" и "Зубр-1280" на новом причале для тяжеловесных и строительных грузов в порту Пеледуй на реке Лена.

– Со странами СНГ вы работаете?

– Последние годы достаточно активно. Отдельные контакты у нас были с портами Актау, Туркменбаши и Батуми. Но реальных поставок техники именно для нужд портов не было. Со странами ближнего зарубежья мы активно работаем по другим сегментам промышленности. В частности, в прошлом году поставили козловой специальный кран грузоподъемностью 560 тонн для выполнения маневрирования аварийно-ремонтными затворами водоприемника и глубинного водосброса на Шамалдысайской ГЭС (р. Нарын, Киргизия).

В 2016 году на Белорусском металлургическом заводе сдали мостовой металлургический кран грузоподъемностью 120 тонн. Ранее поставляли оборудование в Украину и Казахстан. География поставок растет, и мы имеем все основания полагать, что эта тенденция сохранится в ближайшие годы. Надеемся, что и за счет оборудования для портов!

Корабел.ру