21.06.11

Переход без хлопот

От Гродно до пункта таможенного оформления «Брузги» всего 20 километров. На автомобиле такое небольшое расстояние преодолеваешь всего за четверть часа. А потом, уже возле белорусско–польской границы, попадаешь в хвост очереди. На первый взгляд она кажется не такой уж и большой. Но стоишь там часами, бывает, что до полусуток, чтобы затем попасть за шлагбаум.

Такая картина еще недавно омрачала поездки за границу не только в «Брузгах», но и в других ПТО. Кто же постоянно, днем и ночью, тормозил движение?

Однозначно «солярочники»! Так прозвали в народе спекулянтов белорусским топливом. Они делали в сутки по нескольку «ходок» в ближайший польский город Кузницу. Сливали из вместительного бака солярку, а потом возвращались. Чтобы не тратить время в очереди, они бесцеремонно в нее врезались. На заранее подготовленное такими же «предпринимателями» удобное место. Вот и получалось, что очередь постоянно буксовала и проехать за границу другим людям было сложно. Тщательно спланированный топливный рынок на колесах с каждым годом набирал обороты. Но теперь ситуация совершенно иная.

В этом я убедился сам, когда недавно побывал в ПТО «Брузги». Перемены видны сразу. В спокойной очереди, которую никто теперь не разрывал на «блатные» части, насчитал всего два десятка легковых машин. Специально обратил внимание на время. Чтобы пройти пограничный и таможенный контроль, водителю и пассажирам требовалось не более получаса.

Таковы первые итоги действия принятого 10 июня 2011 года постановления Совета Министров «О некоторых вопросах регулирования вывоза автомобильного топлива с территории Республики Беларусь». Заместитель начальника Гродненской региональной таможни Виктор Гуреев не скрывает, что после вступления этого документа в силу возникало немало проблем, но они быстро решались:

— О новых правилах вывоза топлива, как и других товаров, мы сразу же проинформировали во всех доступных источниках, вывешивали тексты постановлений. Одновременно поставили в известность своих коллег в Польше и Литве. Оперативную информацию о пересечении гражданами границы получали в Гродненской пограничной группе. Конечно, все нюансы сразу трудно полностью учесть, поэтому теперь идет работа над решением возникших вопросов. Я убежден, что люди, не занимающиеся спекулятивным вывозом товаров, даже не заметят нововведений на таможне. Только спасибо скажут. Именно благодарность я услышал от немолодого жителя Минска, который направлялся с семьей в Польшу. Он сказал, что впервые за много лет едет за границу, как нормальный человек, без хлопот и томительного простоя.

Такая же картина в эти дни наблюдается и в пункте таможенного оформления «Берестовица», а также на литовском направлении — в ПТО «Привалка». Очереди там фактически исчезли, количество легковых автомобилей уменьшилось почти втрое. Скажем, если за неделю до введения ограничений в течение суток в трех пунктах на выезд следовало около 3.300 машин, то теперь в один из дней, например, зафиксировано всего 1.211. Любопытны цифры по «Брузгам» — самому большому таможенному комплексу. Раньше в сутки выезжало примерно 1.700 — 1.800 легковушек, нынче — 570 — 580.

«Солярочники», которые пытаются чаще чем один раз в 5 суток выехать за границу, пока перевелись. На трех ПТО только за одни сутки возвратилось домой 176 автомобилей, а за первые полтора дня после введения товарных ограничений — 430. Некоторые водители, получив официальный запрет на вывоз топлива, просят выдать им справки, подтверждающие этот факт. И таможенники идут навстречу, более того, тщательно разъясняют положения новых документов.

Может возникнуть вполне резонный вопрос: «Если поток легкового транспорта на границах с Польшей и Литвой значительно уменьшился, то и у сотрудников Гродненской региональной таможни убавилось работы?» Виктор Гуреев на эту ситуацию смотрит по–другому:

— Уверен, что затишье временное. Ведь многие люди не ехали своим транспортом за границу лишь потому, что не хотели подолгу стоять в очереди, особенно когда в салоне маленькие дети. Но машин скоро прибавится. К тому же в создавшихся условиях работники таможни смогут более тщательно выполнять свои обязанности. А если понадобится, то некоторых сотрудников переведем на грузовой терминал, — это обычная практика.

Виктор Гуреев обратил внимание и на особенность приграничного региона: после того как 11 июня 2011 года было принято Постановление Совмина «О некоторых мерах по защите потребительского рынка», не выявлено случаев незаконного вывоза товаров, ограниченных этим документом. Редко кто воспользовался и уплатой специального сбора на товары сверх установленных норм. Только на ПТО «Привалка» три человека по закону рассчитались за сахар, один — за сигареты.

Советская Белоруссия