04.09.12

Переход количества в качество

В разгар курортного сезона туристам и раньше нелегко давалось южное направление белорусско–украинского участка государственной границы. Очереди, возникавшие в силу разных причин на пунктах пропуска сопредельных стран «Новая Гута» и «Новые Яриловичи», стали привычным атрибутом пика отпусков. Однако в этом году былые «рекорды» оказались побиты. Ждать ли перемен к лучшему?

Нескончаемый поток

Чемпионат Европы по футболу, игры которого нынче проходили в Украине, стал первой ласточкой, возвестившей о трудностях грядущего лета. Начало июля для пункта пропуска «Новая Гута» на выезде из Беларуси ознаменовалось невиданными доселе пробками. Жители одноименного агрогородка Гомельского района, расположенного по соседству, наблюдали происходящее из окон своих домов:

— Мы и машины считали. Доходило до четырех сотен легковушек, а само ожидание иногда длилось почти девять часов. Где–то с середины очереди водители могли ходить за покупками и в наш сельский магазин.

Если припомнить, что из следов цивилизации на подъезде к «Новой Гуте» всего–то летнее кафе да два биотуалета, можно представить остроту эмоций. Впрочем, с оглядкой на прошлые годы была надежда, что такой «аншлаг» больше не повторится. Чемпионат Европы — событие особое...

Однако похожий сценарий случился очень скоро. Начиная со второй половины июля сообщения об очередях на белорусско–украинском участке границы вошли в разряд топ–новостей. Начальник Кравцовского таможенного поста Игорь Гринько приводит сухую статистику далеко не самой показательной недели — с 20 по 26 августа, когда пик был уже позади. Но и этот недельный отрезок выглядит весьма впечатляюще:

— Около 19,5 тысячи легковых автомобилей прошло за 7 дней через пункт пропуска «Новая Гута». При его максимальной пропускной способности 9,8 тысячи. А были недели, когда доходило до 21 тысячи машин. В среднем прирост по этому виду транспорта к прошлому году составил 12 — 15 процентов. Но куда большей оказалась прибавка по туристическим автобусам. Если в прошлом году с 20 по 26 августа мы пропустили 746, то ныне — 1.070.

Выйти из пробки

Примечательно, что если поначалу в основном лихорадило «Новую Гуту», то уже вскоре автомобилисты развернулись на «Комарин», «Веселовку», «Новую Рудню», где до этого лета подобного скопления машин не случалось. Кстати, сориентироваться водителям помогали не только белорусские таможенники, но и российские.

Спрашиваю:

— Как?

Игорь Гринько щелкает компьютерной мышью. На экране монитора появляется сайт таможни Российской Федерации:

— С первых очередей мы стали проводить мониторинг ситуации, опрашивать водителей. Оказалось, россияне, которых в этом потоке было большинство, по навигатору выбирают самый удобный для себя путь через Беларусь в Украину, а это «Новая Гута». Поэтому обратились к российским коллегам, предложив поместить на их сайте информацию о других пунктах пропуска на территории Гомельской области. Перемены почувствовали сразу. Потоки стали разделяться.

А чтобы туристам было проще и легче ориентироваться на нашей местности, гомельские дорожники опять же по просьбе региональной таможни установили на магистралях Гомельщины несколько указателей на «Веселовку» и «Комарин». Разумеется, все это пиковое время таможенная служба работала в усиленном режиме усиленным составом...

Откуда пошла такая волна отдыхающих, резко отклоняющаяся от средних годовых показателей, точно не скажет никто. Однако предполагать можно, опираясь на анализ ситуации. И эксперты это уже делают. Среди косвенных причин, массово развернувших туристов на южное украинское направление, — наводнения в Краснодарском крае, волнения в Египте, теракт в Болгарии, а еще эффект «отложенного спроса на отдых». Есть и такое понятие. В прошлом году многие белорусы из–за проблем на валютном рынке отказались от поездки на курорт. Нынче, видимо, все сошлось в одной точке и в одно время.

Близка развязка

Никто не возьмется предсказать, как ляжет «курортная карта» в будущем году. Не будет чемпионата, не будет наводнений — значит, не будет очередей? Можно, конечно, помечтать. Да только тенденции последних лет говорят о другом. Год от года растет число автомобилей, которые летом устремляются на юг Украины.

А вот пункты пропуска в большинстве своем не поспевают за темпом автомобилизации и возможностями людей. Достаточно привести в пример «Новую Гуту». Открывался пункт в 2002 году. И его мощности проектировались исходя из стандартов десятилетней давности: в сутки 1,4 тысячи легковушек, 40 автобусов... Сегодня эти цифры уже предельны и для самых спокойных будней. Так что без перемен — никак.

На Гомельской таможне на рабочих схемах показывают обнадеживающие перспективы ближайших полутора лет, которые прежде всего касаются самого популярного у автомобилистов пункта пропуска «Новая Гута»:

— Правительственная программа по развитию автодорожных пунктов пропуска на 2011 — 2015 годы предусматривает его реконструкцию. В четвертом квартале приступаем к изготовлению проектно–сметной документации, а в будущем году планируется провести весь комплекс строительных работ.

Первым делом речь об увеличении пропускной способности пункта в 2 — 3 раза. Очереди значительно уменьшатся. Есть в новых подходах и место комфорту. Современные навесы пропускных каналов закроют водителей и пассажиров от зноя, ветра и осадков. В планах также разделение грузового и легкового транспорта, расширение полос движения. Намеченная перестройка административного здания таможенного поста позволит оптимизировать его работу, сократив время на выполнение различных процедур. А чуть дальше — 2013 — 2014 годы — не менее серьезные планы по реконструкции пункта пропуска «Комарин».

Понятно, стройка создаст неудобства. И к этому нужно быть готовым, планируя отдых на следующий год. Но если все удастся, как задумано, дорога в отпуск перестанет испытывать людей на прочность.

Советская Белоруссия