07.07.06

Перевозчики объедут импортеров

За занижение таможенных платежей должны отвечать не перевозчики товаров, а исключительно их отправители, получатели, таможенные брокеры и даже владельцы складов временного хранения (СВХ), уверены руководители Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП). Перевозчики просят ФТС освободить их от ответственности за содержание таможенной декларации, так как зачастую они не имеют возможности проверить, что именно грузится в фуру и совпадает ли это с данными сопроводительных документов. А если за задержанным по подозрению в недостоверном декларировании грузом никто не обращается, перевозчики предлагают таможенникам его просто конфисковывать.

В перечень недостоверных сведений, при выявлении которых наступает административная ответственность, входит информация о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и объеме товаров при прибытии на таможенную территорию. Эти требования соответствуют положениям Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов. Однако перевозчиков это не устраивает. "Как правило, основная часть грузов перевозится в контейнерах с таможенными пломбами",- рассказал "Бизнесу" руководитель департамента МДП в АСМАП Михаил Савин. По его словам, 30% от общего объема грузов, провозимых через Россию, идет из Финляндии именно в такой упаковке. "Что провозится в контейнерах, мы не видим, рентгеновской установки у водителей нет",- пояснил перевозчик. По словам Савина, таможенные органы на пограничных постах предлагают свои услуги по просвечиванию товара, но стоимость услуг - несколько сот евро - сопоставима с ценой фрахта (платы за услуги по перевозке, в том числе за погрузку, выгрузку и укладку грузов). АСМАП предложила ФТС разработать поправки, по которым таможенники, выявив расхождения между данными о товарах, указанных в документах, и фактически помещенным грузом, будут привлекать к ответственности грузополучателя, грузоотправителя и владельца СВХ. Если же клиент-грузоотправитель находится за границей, а товар задержан таможней как не соответствующий заявленному в документах и за ним никто не обращается, перевозчикипредлагают таможенным органам его конфисковывать.

Это уже не первая попытка АСМАП облегчить участь перевозчикам. В 2004 году вступили в силу поправки КоАП, улучшающие их положение: с перевозчиков сняли ответственность за неверные коды, указанные отправителем накладных на перевозимые товары. ВФТС считают, что этого достаточно. Как сказал "Бизнесу" начальник отдела методологии применения законодательства в ФТС Анатолий Гаврилов, сегодня освобождать перевозчика от ответственности за сведения о грузе нет необходимости.

"О каком контроле за товаром пойдет речь, если одно из звеньев цепи - перевозчик- не будет ни за что отвечать",- пояснил он позицию таможенников. Кроме того, отмечают в ФТС, на перевозчике лежит обязанность проверки того, что он собирается перевозить. А в случае, если перевозчик не имеет возможности проверить груз, он в накладной должен сделать соответствующие оговорки. Но, говорят в ФТС, перевозчики этого не делают, и поэтому считается, что перевозчик уже заявил, что он проверил груз, и груз соответствует накладной.

Эксперты расходятся в оценках предложений АСМАП. "Если товар везут из-за границы, найти того, кто будет отвечать за то, почему в товарно-транспортной накладной записано, что это редиска, а по факту- оборудование для завода, сложно",- говорит руководитель крупной логистической компании, являющейся партнером ТПП РФ.

Найти реального грузополучателя, а не подставное лицо будет нелегко, поэтому таможне легче привлечь к ответственности перевозчика, считает он. Но руководитель департамента по таможенному праву компании STS Logistics Сергей Фалин согласен с ФТС. "Первый контакт за границей приходится именно на перевозчика",- сказал он.

Фалин советует АСМАП в этой ситуации "повышать статус водителей и экспедиторов и научить их разбираться в номенклатуре товара". Хотя, признает он, перевозчики конкурируют за грузы и сверять их с документами порой просто некогда.

Бизнес 07.07.06