06.02.07

Перевозчики вне закона

За последние несколько месяцев прибыль большинства калининградских компаний-автоперевозчиков ощутимо снизилась

Калининградский рынок международных перевозок лихорадит. Несмотря на то что новый вариант закона об ОЭЗ вступил в силу еще в апреле прошлого года, только сейчас перевозчики открыто заговорили об имеющихся проблемах. В первую очередь, речь идет о запрете использования грузовой техники, зарегистрированной в области по льготной растаможке, на маршрутах, связывающих основную территорию России и Европу. А это, как отмечают эксперты, основная статья доходов местных компаний, занимающихся автоперевозками. По большому счету, предприниматели в очередной раз столкнулись с изменением "правил игры" (тот самый российский бич, на который так жалуются инвесторы).

Режим свободной экономической зоны; существовавший на территории области с середины 90-х годов, давал возможность беспошлинно ввозить зарубежную технику. Кроме того, у предпринимателей была возможность использовать зарегистрированный в эксклаве грузовик как на территории остальной России, так и в Европе. В новом порядке работы ОЭЗ по данным вопросам произошли изменения. В принципе, в законе четко не оговаривалось, можно ли эксплуатировать беспошлинно "ввезенную технику и на другой части России. В связи с этим в марте 2006 года Федеральная таможенная служба выпустила письмо, в котором разъяснила, что, несмотря на новое законодательство, прежний режим работы грузовых автоперевозчиков сохраняется. Однако с сентября прошлого года таможня начала арестовывать калининградские грузовики, въезжающие на территорию России не через Калининградскую область.

- Перевозки между Европой и основной частью Российской Федерации являются самым доходным направлением, - отмечает член регионального отделения Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) предприниматель Сергей Гоз. - И получилось так, что сейчас мы являемся заложниками бюрократии. По словам Сергея Аркадьевича, продлить срок действия старых правил удалось только благодаря усилиям руководства АСМАП. Однако, как показала практика, ничто не вечно, и, опираясь на принцип "лучше поздно чем никогда", таможенники решили восполнить пробелы, вынуждая автоперевозчиков либо отказаться от рейсов на международных направлениях, либо перерастаможить грузовики на Россию, что, безусловно, серьезно отразится на финансовой ситуации предприятий.

Те перевозчики, чей транспорт уже задержан, направили иски в суды. И, как отмечает Сергей Гоз, дела выигрываются. Однако практика ареста грузового транспорта на границах продолжается и касается она практически всех предприятий, за исключением тех, кто имеет хотя бы часть парка, растаможенного на Россию. Так, к примеру, компания "Сталена", которой руководит наш собеседник, успела перераспределить мощности и ни одного автопоезда арестовано не было. Однако если раньше международные направления составляли примерно 50% от общего количества маршрутов компании, то теперь - порядка 30%.

Каковы выходы из сложившейся ситуации?

- Самый оптимальный вариант - внести в закон поправки, дающие автоперевозчикам возможность продолжать работу и со временем растаможить технику по льготным ставкам, - отмечает Сергей Гоз.

А в идеале, конечно же, предприниматели хотели бы сохранить действовавший до недавнего времени режим. И мотивация их вполне понятна: если бы государство, принимая в свое время закон об ОЭЗ, предупредило автоперевозчиков, что оговоренные в нем правила будут действовать только определенный промежуток времени, возможно, сегодня инцидентов удалось бы и вовсе избежать. Но менять коней на переправе -старинная русская традиция. А от этого инвестиционный имидж региона в целом явно не улучшается.

Каскад (Калининград) 06.02.07