26.01.07

Перевозчиков загоняют в Россию

Разгорается конфликт между Федеральной таможенной службой и автоперевозочными компаниями Калининградской области. Таможня арестовала более 300 грузовиков за нарушения правил ввоза машин в регион.

По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), с апреля 2006 года задержано 349 грузовиков, принадлежащих компаниям Калининградской области. Мотив всегда один владельцев машин обвиняют в нарушении Федерального закона Об особой экономической зоне в Калининградской области (16ФЗ).

Как заявил на вчерашней пресс-конференции вице-президент (АСМАП) Алексей Васильков, владельцам задержанного транспорта предъявлены иски на общую сумму $12 млн. А общий ущерб от простоя задержанных машин составил $2,8 млн.

Как уже писал Гудок , 16ФЗ, вступивший в силу в апреле 2006 года, запрещает перевозки между европейскими странами и Россией (исключая Калининградскую область) на автомобилях, растаможенных в особой экономической зоне региона. Однако перевозчики уверены, что этот закон не распространяется на автомобили, ввезенные на территорию российского эксклава до 1 апреля 2006 года, когда закон вступил в силу.

У таможни на этот счет есть свое мнение. Как заявила на пресс-конференции начальник отдела правового управления ФТС Елена Лазарева, для автомобилей, ввезенных до 1 апреля, закон не делает исключения.

Заместитель директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского транспорта Минтранса Александр Шерстнев сообщил, что его ведомство пыталось повлиять на ситуацию на уровне правительства. Но юридическая экспертиза показала, что это можно сделать, только приняв новый закон.

В настоящее время Федеральное собрание услышало призывы перевозчиков, и принятие такого закона инициируется, отметил чиновник. Но время, которое потребуется для этого, может быть значительным .

По мнению Александра Шерстнева, до принятия спасительного для перевозчиков закона необходимо принимать во внимание судебные решения. По данным АСМАП, суды различных инстанций вынесли 21 решение по нарушению перевозчиками 16 законов. Из них 14 были в пользу перевозчиков, остальные нет.

Это позволило незначительно сократить число задержанных таможней машин с 467 до 349. Судьи, вынося свой вердикт, принимали во внимание неясность норм и наличие пробелов в законодательстве, а также норму о том, что законы не имеют обратной силы. В частности, 16ФЗ не должен отменять нормы предыдущего закона Об особой экономической зоне в Калининградской области от 1996 года, который позволял автомобилям, прошедшим льготное калининградское растаможивание, осуществлять международные перевозки в большую Россию .

Елена Лазарева заметила, что в России нет прецедентного права. И значит, решения отдельных судов в пользу перевозчиков не могут быть поводом для таких же вердиктов в аналогичных случаях.

По словам Александра Шерстнева, усилия Минтранса и АСМАП позволили достичь увеличения доли российских перевозчиков на международных маршрутах до 40%. Вывод 10 тыс. транспортных средств с международных перевозок приведет к откату на пять семь лет в этой работе, а также банкротству крупных автотранспортных предприятий, которые были готовы работать по нормам, установленным ранее нашим законодательством , отметил он.

Как заявил президент АСМАП Юрий Сухин, уход российских перевозчиков с международных маршрутов будет способствовать приходу на их место иностранных конкурентов из стран Восточной Европы. В результате российский бюджет лишается ежегодных поступлений в размере порядка 60 млн руб.

Выступавшие на пресс-конференции руководители транспортных предприятий Калининградской области говорили, что 16ФЗ поставил их в безвыходное положение. Они не могут для продолжения своей работы на международных маршрутах растаможить автомобили на территории РФ. Это потребует уплаты таможенной пошлины (2,2 евро за куб. см объема двигателя), что составит два десятка тысяч евро с каждой машины. Как сказал Александр Шерстнев, в этом случае машины проще выбросить .

Перевозчики заявили о своем намерении взыскать с таможенных органов убытки, понесенные в результате задержаний автомобилей. Однако первые же попытки сделать это не увенчались успехом. Когда один из перевозчиков попытался получить по решению суда компенсацию от таможни, на счете государственного ведомства попросту не оказалось денег.

Гудок 26.01.2007